Ирина Дорофеева о формуле успеха для участников «Халі-Хало»: «Всё начинается с таланта»
Судейская коллегия Международного конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Халі-Хало 2019» обновила свой состав. Оценивать конкурсантов нынешнего года будут известные представители музыкальной индустрии Беларуси и стран зарубежья, а также постоянные партнеры, организаторы и друзья фестиваля. Кто они и что думают о фестивале? Какие советы могут дать начинающим артистам? И как будут оценивать их выступления?
? Ирина Аркадьевна, очень приятно снова видеть вас в качестве председателя жюри уже Международного конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Халi-Хало». Какие впечатления оставил предыдущий визит на конкурс в 2017 году?
– Мне очень понравилось, потому что этот конкурс действительно может с успехом нести статус международного. Уровень конкурса настолько высок, а состав исполнителей настолько интересен, что уже тогда, в 2017-м, это мог быть достойный уровень для международного конкурса. Кроме того, о его весомости можно судить по тому, насколько хорошо наши региональные вокальные школы готовятся к конкурсу. А это видно – растут целые династии, даже поколения молодых артистов, которые впоследствии не только достойно представляют свои области и школы на других конкурсных площадках, но и сами по себе являются яркими и самобытными артистами.
Очень хороша еще идея того, что у конкурса есть Гран-при, который получает победитель. Это повышает соревновательный дух, так как из всех трех групп участников выбирается самый яркий исполнитель. И я очень хорошо запомнила победителя конкурса 2017 года – это Никита Белько, и хочу сказать, что у него достойное творческое продолжение. Я знаю, что он очень успешно выступал в России, Украине в больших музыкальных проектах.
? На что в первую очередь будете обращать внимание при выставлении оценок конкурсантам?
– Это большой оценочный комплекс, который учитывает артистизм исполнителя и его внешние данные, владение сценой, работу со зрителем, его уверенность и умение двигаться – речь не идет о полноценной хореографии, но время, когда исполнитель мог просто выйти и спеть, прошло. Статичное выступление уже не убеждает, хочется видеть какой-то перформанс на сцене. Даже если это медленная композиция, у нее должны быть своя драматургия и сценография, сценический костюм, соответствующий образу. Это должен быть полноценный эстрадный номер, хотя, конечно, в приоритете остаются вокальные данные исполнителя: чистота интонации, красивый тембр, хорошая подача, диапазон и постановка голоса.
? Какие, на ваш взгляд, самые распространенные ошибки делают юные вокалисты? Как их избежать?
– Я могу сказать, что обычно на конкурсах дети как таковых ошибок не делают. Конкурс – это уже результат той работы, которую они проделали на каждодневных репетициях в студии, в репетиционном зале, на концертных площадках. Это результат работы над собой. Понятно, что это определенные задачи, которые ставит непосредственно педагог. И здесь многое зависит от того, насколько они адекватны, насколько конкурсанты смогут справиться с волнением и выполнить их. Ну и, конечно, выполнение этих задач зависит от разных факторов – от того, насколько подходит репертуар самому исполнителю, насколько он владеет своим голосом. Поэтому в конкурсных условиях главное – справиться с волнением. В конкурентной борьбе идет соревнование духа, поэтому для артиста важно сконцентрироваться на себе и показать, на что он способен.
? Ваша карьера также начиналась с побед на песенных конкурсах. Поделитесь, какая из них была самой запоминающейся? Бывали ли вы на каком-нибудь из конкурсов, где участвовали уже в качестве члена жюри после того, как состоялись в карьере?
– Я помню все свои конкурсные выступления. Они были очень разные по контексту, по уровню соперников, составу жюри. Все это бесценный опыт, когда приходит понимание, что определенный состав жюри тоже может влиять на оценку исполнителя в зависимости от вкусовых предпочтений того или иного судьи, от менталитета самого конкурса и жюри, что важно понимать предлагаемый тобой репертуар, конкурентные преимущества конкурсантов и свои выигрышные творческие стороны. Например, есть исполнители, которые, как вокальная машина: вышел, спел, ушел. Мне же лучше удается работать с гармонией, добавляя артистизм, пластичность. На мой взгляд, самое главное, чему должен научиться артист, – это умению искренне донести глубинный смысл и энергетический посыл музыки, которую исполняет.
Если говорить обо мне, то все конкурсы были интересными. Самый первый в моей карьере состоялся в 1991 году. Это был всесоюзный конкурс исполнителей, который проходил в Минске, и тогда у меня не получилось взять призовое место. Но я взяла приз зрительских симпатий и специальный приз от ансамбля «Верасы» – это запись двух песен в профессиональной студии. И это послужило стартом, потому что уже в 17 лет меня пригласили солисткой в этот легендарный ансамбль под управлением Василия Раинчика. Потом были другие конкурсы. И такие значимые, как «Славянский базар», где я дважды выступала: в 1993 году в 16 лет, когда стала дипломантом конкурса, а потом уже только в 1999-м, когда, получив хороший опыт и будучи лауреатом многих международных конкурсов, взяла первую премию – это по ощущениям была самая значимая для меня победа. Еще одной весомой победой для меня стал фестиваль русской песни в Зелёна-Гуре (Польша) в 2008 году. Это был представительный по составу конкурс, куда приехали участники из разных уголков Европы. Моим завоеванием на нем стал Гран-при конкурса. На сегодняшний момент я приезжаю на многие конкурсы в качестве члена жюри, в том числе возглавляла жюри и «Славянского базара», но только детского конкурса. Сейчас есть очень много возможностей для ребят реализовать свои таланты, и одна из главных моих задач, как члена жюри, и задача моих коллег – не потерять эти конкурсы, возрождать, развивать, а может, и создавать новые старты для молодых исполнителей. Мы сами прошли эту школу и понимаем, что конкурс – это главный этап становления артиста, когда он ощущает эти победы и может состояться как настоящий артист в дальнейшем.
? Что необходимо юному дарованию, чтобы по-настоящему заблистать на сцене? Есть ли, она, та формула успеха, собрав слагаемые которой, можно гарантировать успех?
– Формулы нет. Есть талант. Без таланта невозможно состояться на большой сцене. Все сопутствующие качества, конечно, могут нарабатываться. Но всё в мире творчества начинается с таланта, ощущаемого на уровне предназначения, дарованного тебе откуда-то свыше. Это такой даже философский вопрос. Ну и нужно понимать, что это постоянная учеба, постижение музыкальных наук и оттачивание мастерства исполнения.
? За последнее десятилетие белорусские исполнители значительно выросли и в качестве музыкального материала, и личного промоушена. Сейчас на пике популярности такие исполнители, как Тима Белорусских, Макс Корж и другие. Благодаря чему, на ваш взгляд, произошел рывок популярности этих исполнителей?
– Если мы говорим о какой-то популярности и раскрученности, то это уже совершенно другие механизмы, которые применяются в сфере шоу-бизнеса. Есть проекты из категории музыкальной коммерции, которые быстро занимают определенную нишу на музыкальном рынке и получают дивиденды. Но можно ли здесь говорить о долгой творческой жизни? А если говорить про непосредственно сам талант, то он при любых веяниях остается самобытным и востребованным. И такие конкурсы, как «Халi-Хало», дают старт настоящим исполнителям.
? Какими будут ваши пожелания конкурсантам «Халi-Хало 2019»?
– Я бы пожелала ребятам безграничной веры в себя, рвения и желания постоянно совершенствовать свои таланты. Воспринимать конкурс не как начало или конец творческого пути, а как ступеньку в музыкальном и духовном развитии. Все, что ребята покажут на конкурсе, будет замечено, отмечено и обязательно даст продолжение.
Беседовала Екатерина ТОЛСТИКОВА
Читайте также:
Первый конкурсный день «Халi-Хало 2019» завершился. Лучшие фото средней и старшей групп