Обращайтесь, и вам ответят
22 января текущего года вступает в силу Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011г. № 300-3.
В чем отличие нового нормативного акта от ныне действующего? Что изменится в порядке рассмотрения обращений? Ответить на эти вопросы мы попросили заведующую сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц горисполкома Наталью Королькову.
– Отличия законов начинаются уже с их названия. Ныне действующий Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 года называется «Об обращениях граждан», вступающий в силу с 22 января – «Об обращениях граждан и юридических лиц». То есть сфера действия нормативного акта значительно расширена. Новый закон распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юрлиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации.
Далее. Если в старом законе содержалось всего 17 статей, то в новом – 31. В целом документ направлен на комплексное и системное регулирование порядка реализации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами права на обращение в государственные органы, иные организации с целью защиты своих свобод и законных интересов. Причем многие аспекты этой работы на законодательном уровне регламентированы впервые. К примеру, статьей 3 закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» официально закрепляются способы подачи обращений. Они могут быть письменными, устными или электронными. Устные заявления, жалобы или предложения излагаются в ходе личного приема граждан. Письменные подаются нарочным (курьером), по почте, во время личного приема, а также путем внесения в книгу замечаний и предложений. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком.
И, наконец, электронное обращение – это обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на ее официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
– Наталья Александровна, поскольку электронное обращение для всех нас пока новинка, давайте остановимся на этом вопросе подробнее.
– Определение электронного обращения мы уже дали. Что касается работы с такими документами, то требования к ним предъявляются те же, что и при рассмотрении письменных заявлений или жалоб. Электронные обращения излагаются на белорусском или русском языке. Они в обязательном порядке должны содержать адрес организации или должность лица, которым направляются, суть вопроса, а также фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства (пребывания) или работы (учебы). Юридическое лицо в таком случае указывает свое полное наименование, место нахождения, фамилию, имя и отчество руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать документы. Обращение также должно содержать адрес электронной почты заявителя.
В соответствии со ст.25 упомянутого выше закона электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. Кстати, хотела бы напомнить читателям, что анонимное, то есть не отвечающее перечисленным выше требованиям, обращение, если оно не содержит сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, рассмотрению не подлежит.
Ответы на электронные обращения, а также уведомления об их оставлении без рассмотрения по существу, направлении другим организациям в соответствии с компетенцией и т.д. отсылаются на адрес электронной почты заявителей. В то же время по просьбе заявителя ему может быть дан письменный ответ. Такое же решение имеет право принять руководитель государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения.
И, наконец, как письменное, так и электронное обращение до его рассмотрения по существу можно отозвать. В первом случае необходимо письменное заявление, во втором – оно может быть и в электронной форме.
– Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» направлен на повышение качества работы с населением. Но как быть с так называемыми штатными жалобщиками, для которых написание писем в самые разные инстанции стало чуть ли не профессией?..
– Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Поэтому статьей 8 нормативного акта, вступающего в силу с 22 января текущего года, установлены обязанности заявителей. Они должны соблюдать требования настоящего Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»; вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений; своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения.
Может быть оставлено без рассмотрения по существу повторное обращение, если оно не содержит новых обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по данному вопросу. Заявителю в таком случае сообщается, что его жалоба необоснованна и переписка с ним прекращается. Законом также предусмотрена возможность взыскания с заявителей в судебном порядке расходов, понесенных организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
В этой связи важно отметить еще одно нововведение, направленное на защиту как интересов государственных органов, так и прав граждан. С началом действия нового закона руководитель организации может принять решение во время проведения личного приема официально применять технические средства (аудио- и видеозапись, фотосъемку). Заявитель обязательно уведомляется об этом, но согласия его не требуется.
– В последние годы сроки рассмотрения обращений в государственных организациях строжайшим образом контролируются…
– Так будет и впредь. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца со дня поступления. Исключением могут быть ситуации, когда для решения изложенных гражданином вопросов необходимо совершение определенных действий, получение информации из иностранного государства и т.д. В таком случае заявителю в течение пяти дней направляется соответствующее уведомление.
Хотелось бы отметить, что если раньше необходимо было давать письменные ответы на все письменные обращения, то теперь такие ответы могут не направляться, если для решения изложенных заявителем вопросов в его присутствии совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги). В таком случае гражданин должен сделать на обращении либо в книге замечаний и предложений соответствующую запись и заверить ее своей подписью. Возможно и составление отдельного документа.
При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности они принимаются к сведению и ответы на них также не направляются.
Кстати, отвечать заявителю нужно на том языке (русском или белорусском), на котором он обратился в государственный орган или иную организацию. Если полученный ответ не удовлетворил гражданина, он вправе обжаловать его в вышестоящий орган (организацию). Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов.
Беседовала Галина ВАСИЛЬЕВА