Полная боевая готовность
Каналы ТВ полны сигналов SОS, связанных с экстремальными проявлениями зимы. Обильные снегопады прерывают наземное и воздушное сообщение, приводят к обрушению крыш, провоцируют трагедии на дорогах, множат число туристов, погребенных под лавинами. Жестокие морозы оборачиваются техногенными авариями, ростом пожаров, непоправимыми обморожениями вполне благополучных людей и сериальными смертями бездомных… Сравнивая репетицию апокалипсиса, устроенную природой в Северном полушарии, с тем, что мы видим в Новополоцке, хочется сплюнуть через плечо, чтобы не сглазить размеренный быт горожан и тот уровень порядка, который поддерживают коммунальщики в селитебной зоне Нефтеграда. Об этом наш корреспондент беседует с начальником производства «Спецавтобаза» КУП ЖКХ Юрием ШИПКИНЫМ.
– Юрий Александрович, покой жилкомхозу сейчас только снится…
– В самую точку! Работа по уборке города организована в четыре смены, ведется круглосуточно. На улицы Новополоцка каждую ночь выходит 9 единиц спецтехники. Днем механизированный кулак в зависимости от обстановки существенно вырастает. В периоды снегопадов не меньше, чем вдвое. Машинам помогают около 70 рабочих, вооруженных снеговыми лопатами и другим ручным инструментом. За три недели января – в это время, собственно, и образовался снежный покров – мы вывезли за пределы города порядка 3600 кубометров снега и дорожной наледи, которую иногда называют шугой.
– Куда возите?
– Есть три площадки. Все они определены решением исполкома и согласованы с горрайинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды. Один отвал расположен в районе ОАО «Измеритель». Другой – на пустыре рядом с заводом БВК. Оба задействованы. Третья площадка считается резервной. Она находится недалеко от бани №2.
– Я понимаю, приведение города в порядок – искусство возможного. Сегодня ты вымел-выскреб его улицы, а завтра зима опять натрясет из своей «перины». Да и нет необходимости убирать снег там, где он никому не мешает. Это будет мартышкина работа, к тому же весьма разорительная для городского бюджета.
– Ключ к пониманию наших подходов в слове «безопасность». Я имею в виду безопасность транспортного движения и пешеходных потоков. То есть мы исходим из иерархии участков. Важнейшими из них являются перекрестки, так называемые «зебры», автобусные остановки, проезжая часть дорог, подходы и подъезды к объектам социальной инфраструктуры. Вне конкуренции в этом смысле наша градостроительная ось – улица Молодежная. Насколько сложна она для водителей пассажирского транспорта, настолько же напрягает нас, коммунальщиков. На ней и сопряженных с нею магистралях Новополоцка 32 остановки с карманами, 52 парковочные площадки, десятки светофоров и пешеходных переходов. Не умаляя значения дворовых территорий и периферийных тупичков транспортной решетки, нужно признать, что именно Молодежная задает ритм деловой и всякой другой жизни в городе. И, следовательно, когда Новополоцк оказывается в плену очередного циклона, чреватого заносами, мы именно отсюда начинаем снегоуборочные работы.
– Юрий Александрович, холод большой, зима здорова, как сказал классик. Но высотой снежного покрова она существенно уступает своей предшественнице. Это немножко расхолаживает, исподволь усыпляет. А если форс-мажор? Если за ночь насыпет выше сапожного голенища?
– Такой сценарий возможен. Но он нас не застанет врасплох. На уровне города отпор зиме координирует штаб во главе с заместителем председателя исполкома Альбертом Шакелем, на уровне КУП ЖКХ – комиссия по ЧС, которой руководит генеральный директор предприятия Алексей Ларин. В соответствующих документах всё расписано. Каждый участник кампании знает свой маневр, свою сферу ответственности. Спецавтобаза, к примеру, держит в резерве 7 единиц снегоуборочной техники. Мало будет, на помощь придет вся промзона. За «Нафтаном» закреплена улица Юбилейная, довеском к владениям нефтегиганта в городе, которые он всегда убирает сам. За «Дружбой» – Кирова, за «Полимиром» – Молодежная от пересечения с улицей Калинина до микрорайона Василевцы, за АТП-6 и НЗМ – Блохина от здания горотдела статистики до пересечения с улицей Калинина. В этом же перечне СРСУ-3, которое обязано помогать самосвалами, если мы не будем справляться с вывозом снега.
– А руководителей других субъектов ваши мобразнарядки касаются?
– Разумеется! В документах нет конкретных юрлиц и фамилий. Есть собирательное «Руководители». И это означает, что действующие начальники – будь-то директор школы, завмаг, хозяин частной фирмы, неважно кто – точно так же обязаны наводить порядок на закрепленных за ними территориях. У них может не хватать собственных сил и средств. Они могут посчитать, что борьба со снегом не царское дело. Выход есть и в этих ситуациях. Можно заключить договор со спецавтобазой, и мы поможем.
– Боюсь, Юрий Александрович, есть один патовый эндшпиль в зимних раскладах коммунальщиков, когда им самим нужна помощь. Я навожу разговор на проблему «подснежников».
– Вы правы, это хроническая головная боль. Машина, припаркованная как бог на душу положит, серьезная помеха в условиях плотной урбанистики. Она ворует жизненное пространство у ребятишек, которым нужен простор для подвижных игр, враждует с древесно-кустарниковыми насаждениями, которые гибнут под воздействием выхлопных газов и загрязнения почвы автомобильными отходами. Оперативные службы города тоже могут предъявить фигурантам несанкционированных парковок большой перечень претензий. Под ним будут подписи бригад скорой помощи, аварийных служб, спасателей, милиционеров.
Зимой этот негатив возрастает. Автомобили, припаркованные с нарушением правил дорожного движения, бросают вызов даже здравому смыслу. Не знаю, у кого какие ассоциации, а по мне, так плохо убранный город напоминает голову, которая выстрижена клочками. Какая уж тут красота?! Но ведь нам все равно придется «стричь» вчера не убранное место на Молодежной или любой другой улице. А это дополнительные расходы, удар по бюджету. Страдает и безопасность пешеходов. Там, где не по нашей вине остались фрагменты снежной целины и гололеда, падают люди, ломают руки и ноги, иной раз дело заканчивается настоящей трагедией. И как нам объяснить человеку, попавшему в травматологию, что иск нужно предъявлять не коммунальщикам, а владельцам транспорта, который кучкуется на диких стоянках.
С «автосугробами», вернее с их безответственными владельцами разговор будет короткий. Эвакуатор–штрафстоянка–административные санкции. Это мировая практика. Так поступают везде. В основе принуждения к порядку – понимание здоровья и жизни человека как высшей ценности цивилизованного общества. Убедительная просьба ко всем автовладельцам Новополоцка. Не оставляйте транспорт там, где он мешает снегоуброчным работам коммунальщиков. Помните: ваш эгоизм обходится городской казне в круглую копеечку и – хуже того! – может стать причиной большого человеческого горя.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Игоря Супронёнка