Альберт ШАКЕЛЬ: «Градоустройство — искусство возможного…»
Весна в этом году явилась с опозданием. Это заметили не только фенологи. Многие горожане тоже были в недоумении. Где же дорожные катки, совсем по-саврасовски спрашивали они друг у друга, почему не прилетели в положенные сроки? Редакция «НГ», настроенная на волну общественного интереса, решила получить информацию из первых рук. На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя Новополоцкого горисполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Альберт ШАКЕЛЬ.– Альберт Альбертович, так почему произошла заминка с началом ремонта дорожно-уличной сети и дворовых территорий Новополоцка?
– Градоустройство – искусство возможного. И, как это ни парадоксально звучит, оно всегда упирается в финансирование. Есть деньги в бюджете – город хорошеет и преображается. Нет денег – ждет лучших времен.
В 2008–2009 годах с финансированием проблем не было. Миллиарды, отпущенные на благоустройство и восстановительные работы, получали наглядную конвертацию. В эффектном убранстве площади Строителей. В реконструкции таких улиц, как Юбилейная, Кирова, Школьная. В массированной замостке тротуаров по Молодежной и Блохина. В новой пропускной возможности магистрального перекрестка Калинина–Молодежная, который потребовал серьезного инженерно-планировочного вмешательства. За два года в Новополоцке было заасфальтировано более 300 тысяч квадратных метров улиц и проездов.
А потом грянул кризис. В 2010–2011 годах доходная часть бюджета была весьма скромной, и нам приходилось жить по средствам. Работы по целому ряду объектов либо приостанавливались, либо переносились на более поздние сроки. Ограниченное финасирование насущных потребностей жилищно-коммунальной сферы не могло не сказаться на состоянии дорог, тротуаров, дворовых территорий.
Однако в текущем году ситуация изменилась к лучшему. На асфальт и дугие элементы дорожного обустройства отпущено около 50 миллиардов рублей. Ямочный ремонт ведется по всему городу. В зоне охвата дворы порядка 200 домов, находящихся в ведении 8 ЖЭСов. Сплошному асфальтированию подлежат наиболее изношенные участки улиц Молодежной, Калинина, Парковой, Василевцы, Я.Коласа, Я.Купалы, скоростная магистраль, дороги, ведущие в промышленную зону Новополоцка. В ряду реализуемых проектов – капитальный ремонт путепровода №4 (район гостиничного комплекса «Нафтан»), реконструкция перекрестка Молодежная–Калинина (вторая очередь), улицы Дзержинского и другие начинания жилкоммунхоза.
– И все-таки мне бы хотелось вернуть разговор к вопросу о пробуксовке на старте ремонтного сезона. Возмущенных звонков было много. И нам в редакции показалось, что их провоцирует некое чувство ущемленности. Новополоцкие автолюбители считали колесами весенние ухабы, а дороги соседнего Полоцка уже были одеты в новенький асфальтобетон…
– Не зная того, вы уже ответили на собственный вопрос. Сколько лет ждал отшумевшего праздника древний город? 1150! Юбилей колыбели белорусской государственности изначально позиционировался как событие международного масштаба. Не Полоцк даже – вся страна не могла ударить лицом в грязь, приглашая на юбилей множество зарубежных гостей.
Свежий глаз – алмаз. Хозяева встречают гостей по одежке. Те, в свою очередь, судят о принимающей стороне по набору признаков, входящих в понятие «цивилизованность». Дороги в этом реестре проходят едва ли не первым номером. Именно поэтому все строительно-дорожные организации региона были сосредоточены в Полоцке и работали там без выходных в две-три смены.
Новополоцкий жилищно-коммунальный комплекс распологает мощностями по производству асфальтобетона, наращивает линейку необходимой техники. Но у города нет специализированной организации, способной укладывать дорожную одежду в погонажном ключе – десятками километров. Такие предприятия находятся в подчинении у Минтранса, их дислокация сообразуется с государственной стратегией развития дорожной сети. Нам пришлось терпеливо ждать, когда подрядчики, занятые в Полоцке, освободятся и смогут перебросить в Новополоцк людей и технику.
Сегодня такой кулак собран. На улицах города, помимо механизированных звеньев «Спецавтобазы» и ремонтного производства головного предприятия ОАО «Нафтан», работают дорожники из Полоцка, Лепеля, Шарковщины. Они быстро наверстывают то, что по объективным причинам было упущено в мае. На финише кампании Новополоцк получит около 140 тысяч квадратных метров свежего асфальтобетона.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева