28 октября – День автомобилиста и дорожника
Уважаемые ветераны, водители, ремонтные рабочие, инженерно-технические работники и специалисты транспортного комплекса Новополоцка!
Примите искренние поздравления по случаю Дня автомобилиста и дорожника!
Предприятия промышленного узла и хозяйственно-бытового сектора города нуждаются в оперативном решении повседневных вопросов, а жизнь самого Новополоцка немыслима без пассажирского сервиса и дорожного строительства. Мы гордимся тем, что генеральный перевозчик Нефтеграда – автопарк №6 занимает ведущие позиции в системе Минтранса Республики Беларусь, достойно представляет ассоциацию «БАМАП» на автобанах Западной Европы, в странах СНГ и Балтии. Такого же уважения заслуживает труд работников спецавтобазы, транспортных цехов новополоцких предприятий, всех, кто связал свою жизнь с дорожным строительством, пассажиро- и грузоперевозками. Желаем вам безаварийной работы, легких дорог, здоровья, личного счастья и семейного благополучия. Пусть свет в окне родного дома остается той путеводной звездой, которая помогает на долгих маршрутах тем, кто за рулем, кто готовит технику к выходу в рейс, кто прокладывает транспортные магистрали к новым завоеваниям отечественной экономики!
Наталья КОЧАНОВА, председатель горисполкома, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Михаил БАКЕВИЧ, председатель городского Совета депутатов
Автопарк-6: 100 наград по случаю праздника!
Всегда удивляюсь директору АТП-6. Большой коллектив. Жесткая привязка экономики предприятия к обязательствам государства. Диспаритет цен на топливо и транспортные услуги. Конкурентная борьба с перевозчиками сопредельных стран. Кадровые проблемы. Депутатские хождения во власть и в народ. Другой открестился бы от такой доли, как от наказания. А по Ивану Ращинскому (на снимке) и не скажешь, что ему тяжело. Всегда корректен, приветлив, открыт для общения. Интервью для городской газеты в канун Дня автомобилиста и вовсе считает делом чести. Не успеешь заикнуться о своей просьбе, как слышишь в ответ: приезжайте!..
– Иван Иванович, как бы вы оценили работу автопарка в текущем году?
– Как устойчивую. Хотя проблем хватает. Мы их не скрываем. Да это и в принципе невозможно. Тысячи людей ежедневно стоят на автобусных остановках, и каждый – в меру информированности – дает оценку работе генерального перевозчика. Думаю, наш с вами разговор тоже будет частью откровенного и взаимоуважительного диалога транспортников и городской общественности.
Главное в реальном секторе экономики – прибыль. Она у нас есть. Это результат хорошей работы в сегменте грузовых перевозок и сопутствующих услуг. Пассажирские перевозки по-прежнему имеют социальный, а не коммерческий характер. Убытки от этого вида деятельности за январь-сентябрь составили 3 миллиарда рублей.
– Хотелось бы знать калькуляцию тарифа.
– Мы не можем его устанавливать, взяв за основу соображения хозрасчета. Тариф – прерогатива
облисполкомов и устанавливается ими по согласованию с Министерством экономики. Реально он возвращает нам 60 процентов затрат. Это значит, что, оплатив две поездки в автобусе, третью пассажир получает бесплатно. Часть потерь нам компенсирует государство в виде субсидий на покрытие убытков. В любом случае люфт недофинансирования остается. Городские перевозки, благодаря целевой помощи местного бюджета, менее убыточны, чем межгород. В среднем каждый проданный билет окупает себя на 82 процента.
– Приходилось присутствовать на региональных совещаниях по линии Минтранса, в том числе проводимых на базе АТП-6. И должен сказать, что генеральный перевозчик Новополоцка всегда упоминался в числе лучших предприятий отрасли.
– Стараемся. Несмотря на трудности, предприятие не застыло на месте. Мы приобретаем подвижной состав, инновационные технологии, диагностическое и ремонтное оборудование. Рука об руку с модернизацией основных фондов идет культура производства. Дают отдачу мероприятия по энергосбережению. Основательно взялись за грузовые перевозки. Именно это звено корпоративной экономики является решающим в цепи коллективных усилий, обеспечивающих предприятию стабильную прибыль. Собственные инвестиции в грузовой транспорт превысили 7 миллиардов рублей. Приобретались автомобили «Скания», полуприцепы «Кёгель», наши «МАЗы». Эта техника нужна для решения фундаментальной государственной задачи – наращивания экспорта в сфере транспортных услуг. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года – 131 процент.
– Дороги Западной Европы и России – арена жесткой конкуренции. Как вам удается быть своими на чужих дорогах?
– Формула успеха известна: цена услуги плюс качество. Мы нашли свою нишу в транснациональных контейнерных перевозках. Связываем мостом доставки порты стран Балтии с крупнейшими городами Европейской России. Бывают ходки в республики Центральной Азии. О «шелковом пути» наши дальнобойщики знают не понаслышке.
Автопарк располагает универсальным подвижным составом. Тягач, возивший контейнеры, легко трансформируется в битумовоз. Это позволяет мгновенно реагировать на конъюнктуру рынка или сезонные пики востребованности на разные виды грузов. Работу конвейера зарубежных перевозок обеспечивают 22 автопоезда. Всего у нас 121 грузовик.
– Вернемся к пассажирским перевозкам. Что можно сказать о состоянии подвижного состава?
– В автопарке 154 автобуса. Структура такова, что мы полностью отказались от «Икарусов». Этим автобусам было более 20 лет. Техника физически и морально устарела. При покупке нового транспорта предпочтение отдаем низкопольным автобусам марки «МАЗ», машинам, оборудованным системой наклона кузова «книлинг». Это и безбарьерная среда, и культура обслуживания, и безопасность перевозок.
– Ситуация с кадрами? Намеренно задаю этот вопрос. В редакции лежат письма, в которых содержится нелицеприятная оценка пассажирского транспорта. Их авторы прямым текстом спрашивают: сколько, мол, можно жаловаться на текучесть кадров, не пора ли что-то предпринимать?
– Процент компенсации убытков не позволяет нам в полной мере решать большой круг проблем, включая кадровую. Мы потеряли 70 водителей. Это разбалансировало штатное расписание. Пришлось пойти на такую непопулярную меру, как паритетное сокращение инженерно-технических работников и вспомогательного персонала.
Главная причина увольнений – заработная плата. Чтобы упредить кривотолки, обратимся к цифрам. Среднемесячная зарплата за истекший год выросла в 2,4 раза. Это 3,5 миллиона рублей. У водительского состава она превышает 5 миллионов. В сентябре самая квалифицированная часть работников подняла этот потолок еще на один миллион рублей.
Уверяю вас, все наши коллеги в рамках Витебской области получают меньше. По уровню заработной платы АТП-6 уступает только минским транспортникам. Однако Новополоцк – город неординарный. Планку платежеспособности здесь задает «Нафтан». Берем в расчет и зарубежье. Российские мегаполисы – Москва, Питер – вкупе с работодателями стран Балтии тоже вносят весомую лепту в процессы трудовой миграции.
– Это правда, что вам приходится прибегать к вахтовым методам работы, свойственным, скорее, для широт с экстремальными условиями жизни?
– Правда. У одной и той же зарплаты разная цена. Это вопрос амбиций. То, что не устраивает столичных транспортников, приемлемо для новополоцких водителей. То, что не устраивает наших отказников, совсем по-другому оценивают их коллеги из ближайших районных городков. Они готовы работать вахтовым методом за нашу зарплату. А мы согласны идти навстречу их пожеланиям. Оплачивать общежитие. Способствовать учебе и переподготовке. Усиливать мотивацию трудоустройства социальным пакетом.
Не могу согласиться с мнением, что АТП-6 инертен в вопросах кадровой политики. Этой проблематикой я занимаюсь каждый день. Мои подчиненные тоже. Но надо понимать, что рынок труда – система сообщающихся сосудов. Если работника не устраивает зарплата, либо условия труда, либо микроклимат по месту найма – он уходит.
– А как генеральный перевозчик союзничает с частниками? Я имею в виду маршрутки, которых тоже стало меньше на улицах Новополоцка.
– Правильная постановка вопроса. Мы действительно давно уже не конкуренты, а союзники. Если не сказать – собратья по несчастью. Частники, как и государственные транспортные предприятия, столкнулись с острой нехваткой водительских кадров. Квалифицированных. Ответственных. Пригодных по своим человеческим качествам для работы с людьми.Раз в два месяца мы выставляем на конкурс свободные квоты по тем или иным маршрутам. Всего их утверждено в Новополоцке 76. На последнем тендере фигурировало 11 вакантных квот, а приобретено было только 3. Отставание спроса от предложения и порождено проблемой водительских кадров, у которой отнюдь не городской, а республиканский масштаб…
Возвращаясь к тезису о союзничестве, нужно провести некий водораздел между двумя специализациями. Мы сознательно уступили предприятиям негосударственных форм собственности и «ипэшникам» сегмент коммерческих пассажирских перевозок. Даже транспорт под эту работу не приобретаем. Наша задача – социальные перевозки. Это один из государственных способов помочь малоимущим категориям граждан. В этом же ряду челночная доставка людей в промышленный узел. Потенциал Новополоцка прирастает соединением средств производства с персоналом, имеющим специальную подготовку. Большую часть этой армии труда возит наш автопарк.
– Как и ее будущий резерв – детвору. Поэтому хотелось бы прояснить ситуацию с автобусом «Школьник». В редакционной почте много вопросов на эту тему.
– Вопрос сложнее, чем кажется. Есть государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2025-2009. В нем оговорены все требования, которым должен соответствовать специализированный автобус для перевозки детей в возрасте от 6 до 18 лет. Среди прочего большой комплекс условий технического характера, направленных на обеспечение безопасности перевозок, и моменты идентификации. Это цветографические схемы наружных поверхностей кузова, другие акценты визуального характера, выделяющие такие автобусы из общей массы городского транспорта.
К сожалению, упомянутый стандарт плохо корреспондируется с другими нормативными актами. А именно теми, что регламентируют выполнение пассажирских перевозок в городе. В сельской местности проще. Приобретенные автобусы государство передает органам образования, и те осуществляют перевозку школьной детворы. По такой же примерно схеме возят детей за рубежом. Нам же приходится превращать в «Школьник» обычный рейсовый автобус. А у него другой статус. Ни я не могу вывести из него взрослого пассажира, оплатившего проезд. Ни милиционер. Никто другой. Нет законных оснований. Апеллировать к совести, да, это можно. И в нашем с вами разговоре будет не лишним призвать взрослое население Новополоцка по возможности пользоваться другими рейсами автопарка. А «Школьник» оставить детям и лицам, их сопровождающим, если подопечные слишком малы.
Но проблема, конечно, есть. Она находится на стыке интересов разных ведомств. Думаю, правильно было бы решать ее всем миром.
– Последнее, Иван Иванович, ваш профессиональный праздник. С каким настроением ждете? Как будете встречать?
– Езда ездой, а праздник по расписанию!.. Вы знаете, кадровая эрозия неприятна, но не фатальна. В нашем коллективе много старожилов, которые имеют иммунитет против этой напасти. Лучшее слово здесь – патриоты. На них держится доброе имя крупнейшего в Витебской области автопредприятия. Они встают среди ночи, чтобы в 5 утра сидеть за баранкой городского автобуса. Они колесят по дорогам Прибалтики и России, чтобы заработать необходимую стране валюту. Они регулярно и красиво побеждают на конкурсах профессионального мастерства, рабочих спартакиадах, других соревновательных поприщах.
Всё, что в компетенции руководства АТП-6, воплощается в жизнь. Мы неуклонно выполняем обязательства, взятые по колдоговору. На технику безопасности и средства индивидуальной защиты в текущем году было направлено 300 миллионов рублей. На материальную помощь по календарным и персональным поводам – более 120 миллионов.
День автомобилиста тот случай, когда мы не стесняемся напомнить, что колесо – величайшее изобретение человечества, а дорожный транспорт – важнейшее из преимуществ цивилизованной жизни. Будет много отмеченных по случаю праздника. В наградных перечнях порядка 100 человек, каждый седьмой работник автопарка. Не забыты и ветераны. Мы всегда с открытым сердцем встречаем свою старую гвардию. Встречаем не с пустыми руками. На этот счет тоже есть соответствующая запись в Коллективном договоре.
В канун праздника хотелось бы пожелать труженикам нашего предприятия, всем автомобилистам Новополоцка безаварийной работы, безупречной репутации и всяческих успехов в личной жизни. С праздником, дорогие друзья!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева