Ноябрьские качели
У Александра ПЕРЫШКИНА, начальника хозцеха головного предприятия ОАО «Нафтан», серьезные основания недолюбливать осенне-зимнее межсезонье. В ноябре дождь сменяется снегом, плюсовые значения термометра то и дело забегают за «нуль». Температурные качели осложняют транспортное движение. А у завода-гиганта 100 километров собственных дорог, и они должны быть в образцовом состоянии независимо от капризов переменчивой погоды…
– Александр Иванович, к зиме готовы?
– Есть и песок, и галит. Первого мы запасаем на зиму 2–3 тысячи кубометров, второго – 4–6 вагонов по 60 тонн в каждом. Сезон сезону рознь. Два года назад на февраль пришелся крупный монтаж колонного оборудования. Тогда «Нафтану» помогала финская компания. Ее представители в категорической форме потребовали вычистить маршрут доставки многотонных колонн, что называется, под метелочку. Пришлось срочно прикупить 6 вагонов концентрата галита. Та зима обошлась нам в два тарифа. Но такое нечасто бывает. Обычно расход противогололедных материалов соответствует среднегодовым объемам.
– Откуда «дровишки»?
– Песок возим из карьера под Плиссой. На заготовку нужного тоннажа уходит все лето с прихватом осени. Могли бы, наверное, и быстрее раскрутить доставочный конвейер. Но, во-первых, нет причин рвать постромки. Во-вторых, необходимый транспорт нам выделяют по остаточному принципу. Тогда, когда он выполнит неотложные производственные повинности. В любом случае хозяйственный цех без посыпочного песка не остается.
Концентрат галита – его в обиходе чаще технической солью называют – из Солигорска. Раньше мы брали только красную. Но в 2010 году, в порядке эксперимента, решили попробовать белую. Такая соль обработана специальной добавкой и практически не замерзает. Продукт оказался что надо. Его мы заказываем уже в третий раз.
– Припас солидный. А где хранится?
– Под навесом. Раньше он принадлежал технологической установке, теперь передан на баланс хозцеха, наши права на него узаконены. Ну а мы как рачительные хозяева собираемся обнести его хорошим забором. Чтобы ни с носилками туда, ни тем более на грузовике посторонние лица проникнуть не могли.
– А в чем соблазн? Кому нужна песчано-соляная смесь? Порознь – да, есть резон стянуть куб-другой. А в антигололедной рецептуре смесь только для посыпки дороги годится.
– Тем не менее был случай, когда подрядная организация решила разжиться у нас песочком. Не ведром брали – машиной. И вбухали в какую-то строительную конструкцию. Хорошо, что глупость по горячим следам обнаружили. А если бы соль оказалась в фундаменте?! Нас тогда по головке не погладили бы. Чтобы никто не подвел завод под монастырь, и спрячем песчано-соляную смесь под замок. Так всем будет спокойнее.
– Какая техника вам помогает?
– У нас 3 посыпалки, 3 трактора, погрузчик в каждой смене. Основное внимание уделяем железнодорожным переездам, которых на заводе более 30. Это самые уязвимые участки дорожной сети в период обильных снегопадов.
Раньше для их вызволения из плена собирался сводный отряд. Приказом гендиректора оговаривалось, сколько людей и куда должны направлять цеха и производства по нашему первому требованию. Схема остается в силе. Но с небольшим организационным довеском. Идет снег, не идет – теперь в любом случае группа работников хозцеха из 4 человек находится «под ружьем». Причем круглые сутки. Малейший сигнал со стороны железнодорожников – и они в считанные минуты оказываются на том переезде, которому грозит занос. Автономность и мобильность группы обеспечиваются за счет закрепленного за нею автомобиля.
– Последний вопрос, Александр Иванович. Признайтесь, будь ваша воля, вы бы изъяли зимние месяцы из календаря?
– Никогда! Наоборот, я солидарен с Пушкиным, который души не чаял в этом времени года. По той причине, что ему полезен был «русский холод». Действительно, как можно оставить наших ребятишек без катания с горки, снежков, ледяных скульптур, хоккейных баталий?! Наконец – без чуда новогодней ночи с ее подарками и забавами? Да и нам, взрослым, при правильном отношении к экстремальной стороне зимы от нее прямая польза. Она всегда одарит энергичного человека румянцем во всю щеку, отменным аппетитом, бодростью духа.
Я сам – большой любитель лыж. И с нетерпением жду того часа, когда можно будет поехать в Боровуху и лично протестировать там трассу УОРа. Это такие «американские горки» – укатаешься!.. Словом, ни я, ни кто другой из работников цеха не испытывает к зиме неприязни. Мы – за уважительное к ней отношение!
Владимир ФАКЕЕВ
фото Николай АВСЕЕВ