Завод в заводе
С ведущим специалистом (по реконструкции) производства нефтяных топлив и ароматики головного завода ОАО «Нафтан» Валерием БУРАКОМ (на снимке) мы встретились в полевой административной времянке. Еще на подходе к ней вспомнилась строка из старой советской песни «Вагончик тронется – перрон останется». Минута такого расставания наступит когда-нибудь и здесь. Только за спиной проектировщиков, строителей, монтажников и наладчиков останется не перрон, а современный технологический объект, который без всякой натяжки можно назвать заводом в заводе. О многоликой новизне установки, прорастающей на месте прежнего аналога фундаментами и эстакадами, наш разговор с компетентным собеседником.
– Валерий Михайлович, колонное оборудование – визитка НПЗ. Гигантские аппараты внушают почтение. Говорят о его производственной мощи. Но то, что скоро будет смонтировано на крупнотоннажной установке первичной переработки нефти АТ-8, удивит даже видавших виды заводчан.
– Удивит! Начнем с того, что такого количества колонн нет ни на какой другой установке. И на старой «первичке», порезанной на металлолом, тоже не было. На анкера предстоит поставить 14 единиц циклопического оборудования. Точнее сказать – 13, потому что проектировщики скомпоновали две колонны в одном корпусе.
По отдельности каждый из этих аппаратов тоже будет удивлять. Возьмем, к примеру, 102-ю колонну. Высота – почти 58 метров, это 20-этажный дом. Максимальный диаметр – 6 метров, вес – около 230 тонн. Но такой вы сможете ее увидеть в сборе, после окончательного монтажа. В Новополоцк она доставлялась фрагментами, их было 19. Опорная часть – «юбка» на языке профессионалов – шла в разборе. Цилиндрическая часть тоже. Она доставлялась обечайками, свальцованными и сваренными на заводе-изготовителе в Петрозаводске. С макушкой колонны, ее еще иногда «бутылкой» называют, было проще. Она поменьше диаметром, относительно невелика по длине – около 18 метров. Ее сварили и привезли целиком…
– …Причем с большими почестями! Не всякая комплектация заставляет нефтепереработчиков разбирать ограждение, поднимать кабельные эстакады, закруглять свеженьким асфальтобетоном повороты на заводских дорогах…
– Эти почести были адресованы не столько навершию колонны-102, сколько другим аппаратам, которые вместе с ним временно хранились на площадке завода БВК.
Я уже упомянул, что колонное оборудование «Нафтан» заказывал в Петрозаводске. Там генеральный поставщик. У него были на подряде пензенские машиностроители, часть заказа досталась им. Сделанное в Петрозаводске шло к нам по морю на Вентспилс, далее по суше. Оборудование, изготовленное в Пензе, доставлялось автомобильным транспортом. «Нафтану» помогал постоянный партнер в такого рода операциях – «Белтехносервис»…
Так вот, что могли сразу завезти на территорию предприятия – завезли. Но среди аппаратов были такие длинномеры, которые требовали дополнительных усилий – промера дорог и поворотов, проездов под эстакадами, заводских ворот. Планом проведения работ занимался наш ПКО, бетонированием радиусов дорожной сети на территории «Нафтана» – «Нефтезаводмонтаж». Задача им досталась сложнее, чем могла показаться на первый взгляд. Спецтелега доставляет груз на бреющем, скажем так, полете. Между днищем и дорожным полотном не более 15 сантиметров. Закругления поворотов делались в высшей степени аккуратно, с учетом динамического заноса трала.
– И о каких длинномерах речь?
– Это колонны К-201 и К-202. В первой 36 метров, во второй почти 39. Их доставка к месту монтажа и была наиболее сложным делом в переброске оборудования с территории завода БВК.
Нужно добавить, что 7 колонн хранятся в районе восьмого водоблока. Без шума и пыли их тоже завезти не получилось. И забор вдоль Двины разбирали, и спецдорогу прокладывали.
– Да, «крупняк» обходится «Нафтану» в копеечку. Я пишу о реконструкции 15 лет. Но не помню, чтобы строительство установки начиналось с прокладки двух спецмаршрутов. И виной тому – гигантские технологические колонны. А что можно сказать о других типах оборудования?
– Что ни возьми – АТ-8 вне сравнения. Скажем, здесь будет смонтировано 113 единиц насосного оборудования. Если сопоставить это количество с насосным парком, который приходится обслуживать на соседних установках, получится двойной, а то и тройной комплект. Понятно, что тут есть и резервные, и работающие агрегаты. Но даже с учетом этого машинистам «первички» придется быть если не марафонцами, то стайерами. Тем более что площадь объекта – почти 3 гектара.
Тот же гигантизм наблюдается и по другим позициям: емкостям, теплообменникам, аппаратам воздушного охлаждения.
А вот с печным оборудованием обратная картина. В схеме старой установки работало 3 технологических печи. И каких! В двух из них было метров по 80 длины. Амбары совхоза-гиганта советской поры! А тут одна печечка – маленькая, компактная, 16 на 13 метров. Не печь – игрушка. А по мощности как те 3 «сарая». Вот что значит технический прогресс!
И это не частный случай принципиальной новизны. На АТ-8 она будет встречаться на каждом шагу. Возьмем электродегидраторы – аппараты, которые удаляют воду и соли из нефти. Их внутреннее устройство не имеет аналогов ни на одном НПЗ в границах бывшего Союза. Понадобится совет коллег – по-русски спросить не у кого, английский учи! Не случайно говорю об этом. Это в теории все просто: лучшее – враг хорошего, новейшее идет на смену новому. А практика горазда на сюрпризы. Последние опасения будут отброшены не раньше, чем мы увидим эти супераппараты в работе…
Собственное факельное хозяйство – тоже редкость. Опыт эксплуатации подобной системы есть только на комплексе гидрокрекинга. Факел АТ-8 будет любопытен для специалистов и своими характеристиками. В нитке, которая потянется к стволу, полтора километра, диаметр трубы – 800 миллиметров.
Или блок ГФУ. В расшифровке это – газофракционирующая установка. С ее помощью будет осуществляться разгонка сжиженных газов. Блок – многотоннажный, а по тонкости работы сравним с аптекой. Полградуса вверх – скандал, полградуса вниз – убыток. На эту щепетильность накладывается момент заводского первопроходчества. Разгонятся будут пропан, изобутан и нормальный бутан. Ничего подобного раньше на «первичках» предприятия не было. Ближайший киоск типа «Горсправка» – в Мозыре. У них есть ГФУ. А наш производственный опыт ограничивается изопентаном. Его «Нафтан» получает на АВТ-6.
– Разгрузочная площадка АТ-8 тоже эксклюзив. Видел, как выкладывали из аэродромных плит «танцполы» в районе подъездных путей завода и рядом с «Юникрекингом», когда там шел монтаж основного оборудования. Но они не чета вашей, в которой 230 метров длины!
– Возле восьмого водоблока тоже немаленькая площадка. Правда, она предназначена только для перевалки. И она – объект общезаводского пользования. А эта – персональная. До АТ-8 на других установках их не выкладывали.
Наперед сказать не берусь, останется площадка после пуска «первички» или будет демонтирована. Плиты-то многоразовые: сегодня лежат здесь, завтра – в другом месте. Да и не наши они, это собственность НЗМ. Тем не менее аргументов «за» больше, чем «против». Сошлюсь на нынешнюю практику. Все тяжеловесы и длинномеры разгружаются на ней не как придется, а с дальним расчетом. С прицелом на последующий монтаж. Но ведь похожие работы, пусть в меньшем масштабе, нам придется выполнять и во время капитальных ремонтов АТ-8. Значит, куда-то нужно будет поставить внушительную по размерам грузоподъемную технику, определить бытовой городок подрядчиков, может быть, даже походные мастерские развернуть…
То есть площадка и нам нужна была бы в долговременной перспективе. Еще больше – нашим партнерам. Очень надеемся, что и это ноу-хау одного из важнейших инвестпроектов «Нафтана» войдет в общезаводскую практику, станет очередной серьезной подвижкой в культуре производства.
Владимир ФАКЕЕВ