Он море прописал на суше
Мемориал Николая Генова – заметное событие в спортивной жизни Новополоцка. И духовного начала в нем не меньше, чем состязательного. Ибо именной турнир – это вакцинация против беспамятства. А еще посмертный урок этики, на который устами наследников и продолжателей дела приглашает нас герой своего времени.
Патриарху воднолыжного спорта сегодня было бы 83. Это возраст, в котором, дорожа каждым днем, диктуют помощникам мемуары. Особенно, если есть что заповедовать потомкам. Путь, пройденный Геновым-старшим, к таким итоговым трудам располагал – в жизни Николая Леонидовича событиям всегда было тесно, мечтам просторно. Но не судьба. Трагически ушел, не рассказав о себе. Озвучивать страницы романической жизни отца пришлось его сыновьям и близким людям.
Николай Генов был человеком корчагинского склада. В двадцать с небольшим, будучи матросом-североморцем, он повредил позвоночник. По нелепой случайности. Демонстрируя сослуживцам сольный акробатический номер, отшлифованный, казалось бы, до автоматизма. Но палуба есть палуба.Случилось роковое падение. Тяжелая травма. Матросу бы обследоваться в хорошем госпитале, восстановиться на Большой земле. А он опять прыгает. На этот раз – в ледяную воду Баренцова моря. Чтобы спасти тонущего товарища. Цена подвига – долгие недели полной неподвижности. Перспектива пожизненной инвалидности. Безысходность.
Из этого окаменения отчаянный североморец вытаскивал себя с помощью врачей несколько месяцев. И всю оставшуюся жизнь. Травма, как бесчувственный бондарь, вязала его обручами паралича. А он рвал ненавистные путы физкультурой, закаливанием, неистощимым природным жизнелюбием.
Эскулапы постоянно направляли Генова на юг. Чаще всего в Евпаторию. И здесь он сделал важное для себя наблюдение. Каждое утро бывший моряк, как бы плохо он себя ни чувствовал, шел на берег, чтобы по-приятельски поздороваться с прибоем. И в один прекрасный день увидел, как фуганят пенистый гребень волны загорелые воднолыжники, Николай Генов влюбился в эту спортивную экзотику с первого взгляда.
К тому времени он с полным правом мог назвать себя старожилом Новополоцка. Завод железобетонных изделий. Нефтеперерабатывающий завод. Первая школа. Первые ясли… С этих строительных площадок начиналась трудовая биография молодого крановщика УМ-141. Колесный КА-123, которым управлял Генов, пионеры Нефтестроя называли «Летучим голландцем». За вездесущность. За безотказность. Действительно, автокрану работы хватало. Кругом надо было успеть. Всем помочь. Морская взаимовыручка и на суше оставалась для краснофлотца первой заповедью. В пять утра, за два часа до начала работы, он уже колдовал над своей машиной. Прогревал. Смотрел ходовую часть. Пробовал консольную стрелу на поворот.
Сегодня автокраны помощнее будут. И вылет стрелы у них другой. И грузоподъемность в разы больше, чем у стодвадцатьтретьего. Но много ли машинистов могут сказать, что поднимали Новополоцк дом за домом от больничного городка до улицы Дружбы?! Николай Леонидович так сказать мог. Орден «Знак Почета» и вручили им с «Голландцем» за беспримерную становую тягу…
Впрочем, я забежал вперед. А тогда, в 66-м, вернувшись из Евпатории, отпускник сразу встал к столярному верстаку. Первая лыжа – это его, Генова-старшего, эксклюзив. Сегодня талисман воднолыжного клуба висит на стене, обшитой вагонкой. Как символ воплощенной мечты. Как эталон преданности делу.
Дело это, к слову, давно приобрело международный статус. Под мечту матроса, списанного на берег, подставили плечо многие. Решающей была поддержка такого промышленного гиганта, как «Полимир». Предприятие содержало воднолыжную школу вплоть до 2002 года, когда она перешла на баланс города. Многолетний итог впечатляет. Тренерской династией Геновых здесь подготовлено 4 заслуженных мастера спорта, 29 мастеров спорта международного класса, 59 мастеров спорта. Эта элита отстаивала честь национального флага в акваториях более чем 30 стран. Только на топ-турнирах – таких, как чемпионаты Европы и мира, этапы Кубка мира – воспитанники школы завоевали 331 золотую медаль, 213 серебряных, 154 бронзовых. У Владимира и Аркадия, продолжающих дело отца в ранге заслуженных тренеров Республики Беларусь, есть ученики в России, Украине, Словакии, США, Германии, Польше, Швейцарии.
Наследство Николая Генова, однако, нельзя сводить только к спортивным регалиям. Вместе с сыновьями он подружил с водными лыжами около трех с половиной тысяч новополочан. Уже одна эта цифра – находка для социолога. Объясню, почему. Юность Николая Леонидовича пришлась на тяжелое послевоенное время – время массовой безотцовщины. Он хорошо знал, как вербует мальчишек криминал. Как манит неокрепшую душу гитарным перебором и «феней» блатных. Воднолыжный клуб с первых дней своего существования стал альтернативой праздным подворотням. У Николая Генова всем хватало дела. Перековка хулигана в чемпиона была прежде всего трудовой. Потому что отечественного инвентаря еще не было в природе, а импортное снаряжение и оборудование стоили фантастических денег. Все приходилось мастерить своими руками.
«И еще один безотказный ключик был в педагогическом арсенале отца, – вспоминают его сыновья, – доверие! Он мог оставить базу на озере Суя на попечение 12-летнего пацана, сказав: без моей записки сюда не пускать никого. И юный постовой в точности исполнял распоряжение. Были случаи – являлись важные гости. Парком в бане побаловаться. На природу поглядеть. И, оторопев от неожиданной стойкости малолетнего сторожа, давали задний ход. Вспыхивал скандал. Для политесу отец мальчишку журил. Мол, поделикатней надо было, все-таки солидные люди. Но в душе был доволен. Видел, что парнишка со стержнем. Правильно растет…»
В последней фразе весь Генов. Сам жил по чести. Детей так воспитал. И сотням учеников завещал жить в труде и по совести. Ведь чемпионство – дар небес. На спортивный олимп поднимаются единицы. А уважаемым человеком может стать каждый. На этом кредо Николай Леонидович настаивал при жизни. Этому же завету служит мемориал его имени.
Как и в прежние годы, он пройдет по хорошо отработанной схеме. Поклонная часть программы намечена на субботу, 16 февраля. В 12 часов состоится возложение цветов к мемориальной доске Николая Генова на площади «Первой палатки». Митинг-реквием позволит всем, кому посчастливилось идти по жизни и работать с этим замечательным человеком, вспомнить его добрым тихим словом.
Соревновательная часть праздника, который пройдет в ДВС «Садко», разделена на два дня. Но главные события отнесены на воскресенье, 17 февраля. Турнир будет торжественно открыт в 11 часов. А в 15.00 представители региональных и местных СМИ смогут пообщаться с его организаторами на итоговой пресс-конференции.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото из архива братьев Геновых.