Время – строить
Как стать обладателем современного уютного жилья? Каким образом совместить личные планы по приобретению недвижимости с государственной и местной программами жилищного строительства? Об этом и не только наш корреспондент беседует с заместителем председателя Новополоцкого горисполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Альбертом ШАКЕЛЕМ.
– Альберт Альбертович, по ряду известных причин жилье в 2012 году строилось менее интенсивно, чем раньше. Откат приостановлен. На стройплощадках страны намечается оживление. И Новополоцк полон решимости множить число новоселов. Давайте начнем разговор с этого.
– Жилищное строительство – очень чуткий социальный барометр. Прирастаем новыми кварталами – значит, живем, значит, развиваемся. На текущий год нам доведено серьезное задание. Городу предстоит сдать 47 с половиной тысяч квадратных метров жилья. На долю индивидуального строительства приходится примерно 13 процентов от этого объема.
– Демография и выбор застройщиков – как они соотносятся?
– Тут ничего неожиданного. Молодежь и люди постарше одинаково ценят досуг, но используют его по-разному. В повседневной жизни молодой семьи большое место занимают спортивные увлечения, культурные запросы, дружеское общение вне дома. Жилье усадебного типа не очень вписывается в такую динамичную модель. Слишком много сугубо бытовых обязанностей. Чересчур жесткая привязка к прозаической стороне бытия. Что ни говорите, а за лестничными площадками в многоквартирном доме и дворовыми территориями следят коммунальщики. По этому поводу у жильцов голова не болит. А хозяин коттеджа с природой один на один. Ограду поднови. Палисад разбей. Снег со двора убери. Крышу залатай… Беличье колесо! Но если типичная молодая пара видит в таких ежедневных трудах докуку, то люди, пожившие на этом свете, рассматривают посильную работу в приватных владениях как инструмент активного долголетия. Нагружая руки, заполняя досуг хозяйственными хлопотами, они обретают душевный покой, некое равновесное состояние. Жизнь на земле, если ты еще в силах и тянешься к ней генами, которые получил в наследство от отца с матерью, это жизнь мудреца. За индивидуальное строительство голосуют, как правило, люди зрелые и состоятельные.
Не просто голосуют – готовы бороться за получение участка в жестких аукционных торгах. Сошлюсь на пример Боровухи. Там ушли с молотка земельные участки напротив расположения 50-го полка. Привлекательность лотов была в том, что застройщикам предлагался не просто надел как таковой. Победители получали их в цивилизованной упаковке – с развитой инженерно-транспортной инфраструктурой. В результате предмет публичных торгов взлетал в цене с 35-ти стартовых до 80 с лишним миллионов рублей. И, наверное, люди, отдавшие такие деньги, были правы. Ведь они хотят создать на этой земле собственную версию райского уголка. Чтобы дом гляделся теремом. Чтобы банька топилась по-белому. Чтобы в наборе хозпостроек соперничали отделкой и функциональными удобствами гараж, теплицы, гостевой домик, садовый павильончик для летних чаепитий, птичник, куда всегда можно зайти за парой-тройкой яиц для глазуньи…
А молодежь, как я уже сказал, жилью усадебного типа предпочитает обычную квартиру в многоэтажном доме. Меньше хлопот. Легче обихаживать.
– На что могут рассчитывать обе категории потенциальных застройщиков?
– Сначала небольшой экскурс в историю вопроса. Специфика селитебной зоны Новополоцка в его взаимоотношениях с рекой. Западная Двина – естественный предел развитию города на левобережье. Авторы первого генплана исходили из того, что реку нужно «перепоясывать» мостами, чтобы пятно застройки имело форму квадрата. Затем от этой концепции отказались. Новополоцк потянулся берегом на юго-восток. В конечном итоге он превратился в типичный город-линию, зажатый с одной стороны рекой, с другой – санитарно-защитной зоной. Сегодня очень трудно находить участки под новое строительство. Такие резервы, как повышенная этажность или уплотнение застройки, практически исчерпаны. Идея освоения правого берега снова актуальна. Только на новом витке исторического развития.
Наибольший разлет между желаемым и действительным в сегменте индивидуального жилья. Но и здесь есть заметные подвижки. Мы приступили к распределению участков ГСК-4. Он будет находиться за полимировскими коттеджами. Выделяемая площадь рассчитана более чем на 90 домов. Треть участков будет выставлена на аукцион, как того требует закон.
Реализация проекта на четверть удовлетворит спрос на индивидуальное жилье. Мы понимаем, что этого мало. Мало уже в силу того, что желающих строиться на собственной земле у нас более 300. Что делать? Ни в коем случае не терять оптимизма. Это дело пустое. Лучше присмотреться к возможности, о которой я сейчас скажу.
Ввиду ограниченности земельных участков в Новополоцке жители нашего города имеют право получить надел под строительство в любом населенном пункте Беларуси, за исключением Минска и областных центров. Понятно, что это не идеальный вариант. Когда ты душой и фамильными корнями породнился с этим городом, когда у тебя здесь работа или собственный бизнес, сняться с насиженного места непросто. Даже ради дома своей мечты. Но ведь никто и не говорит, что нужно уезжать за сотни километров. Витебщина – самый чистый в экологическом плане регион страны. По меркам эпохи всеобщего автомобилизма Ушачи, Россоны, Верхнедвинск, Глубокое, Миоры – это рядом. До них не больше часа езды. А с Полоцком мы и вовсе скоро срастемся. Уже срастаемся. Нас связывает пассажирский транспорт. Взаимообмены на рынке труда. Сетевая и рыночная торговля. Скооперированные практически системы образования и здравоохранения. Общие пояса дачного и ведомственного отдыха. Многое другое.
Я не случайно заостряю на этом внимание. В Полоцке есть земельный резерв для индивидуального строительства. И, может быть, наши очередники, изучив вопрос, найдут такой вариант приемлемым и разумным.
– Альберт Альбертович, патронат государства в сфере жилищного строительства выражается, кроме всего прочего, и в такой норме. УКСам запрещено предлагать участки, что называется, в чистом поле. Застройщикам нужны подъезды, вода, электричество. А всё это, в свою очередь, требует ассигнований из бюджета…
– Вопрос по существу. Обеспечение сетями – дорогое удовольствие. В свое время мы проводили экономический анализ этой составляющей строительства, чтобы выяснить – насколько. Оказалось, что в пересчете на один участок такая помощь равноценна дарению двухкомнатной квартиры. Понимаете?! Человек получает свои сотки, ставит дом и всё, что считает необходимым для комфортного проживания. И при этом – как бы между прочим, в порядке манны небесной – государство вручает ему бонус в 40 тысяч долларов. Конверта с деньгами нет. Есть дороги, водоснабжение, канализация, линии электропередачи, прочие элементы инженерного обустройства. Но все это в проекции на каждый двор стоит указанных денег.
Следовательно, проблема упирается не только в земельный резерв, но и в бюджетное финансирование. В пропорции 1 миллиард белорусских рублей на 3 дома индивидуальной застройки. Нетрудно посчитать, что подводка всего комплекса сетей к ГСК-4 обойдется городской казне, как минимум, в 30 миллиардов.
Такой суммы в текущем бюджете нет. Но частичное финансирование заложено. В пределах возможного мы должны подвести к месту строительства дорогу с песчано-гравийным покрытием, электролинию и водопровод. УКС будет заниматься названными работами поквартально, по мере финансирования проекта.
– Возвращаемся к многоквартирной застройке. Среднестатистическая молодая семья по определению не имеет серьезных накоплений. И – как потенциальный собственник недвижимости – присматривается к жилью экономкласса. Полагая при этом, что со временем, когда появится необходимый достаток, она поменяет свою стартовую квартиру на более просторную и дорогую. Что бы вы посоветовали таким кандидатам в новоселы?
– Присмотреться к жилью, которое поставил на поток наш завод КПД после масштабной реконструкции своих линий. Речь о серии 90 в ее улучшенной версии. Первый блин мы уже испекли. Скоро будет сдан 2-подъездный дом на 72 квартиры. Строительный номер у него 1016. Стоит он с тыльной стороны магазина «Исток» перпендикулярно к улице Молодежной.
Но в нашем разговоре важна не столько дислокация, сколько потребительская презентация «панельки» нового поколения. Она по всем параметрам превосходит прежние аналоги. Такое жилье быстрее возводится, а это ключ к минимизации себестоимости. Один квадратный метр будет обходиться покупателю от 6 миллионов рублей.
Кроме того, новая панель не на словах, а на деле является надежным акустическим барьером. Бережет уши и души жильцов, как от уличной какофонии, характерной для урбанизированной среды, так и от шумных соседей.
Коэффициент теплопроводности? И здесь очевидный позитив. Дома новой серии сохраняют внутреннее тепло квартиры на 30 процентов лучше старого жилья. Более того, их обитателям не грозит огульное нормирование и скрытое субсидирование безответственных жильцов за счет экономных и совестливых. В новых домах КПД устанавливается поквартирная система регулировки температуры теплоносителя. То есть каждый жилец будет платить за обогрев жилья по индивидуальному счетчику. Мировой опыт показывает, что такой подход дает существенную экономию энергоресурсов. И в масштабе страны. И в разрезе семейного кошелька.
В Год бережливости мы должны вспоминать и говорить об этом как можно чаще. Щелявые окна – это не только потери тепла. Это еще и выветривание морали. «Средняя температура по многоэтажке» развращает недобросовестных жильцов. И – уж как минимум! – не берет в расчет всего разнообразия семейно-бытовых ситуаций. Кто-то по полгода, а то и более того проводит в командировках, работая вахтовиком на промыслах или дальнобойщиком. Зачем ему избыточное тепло в пустой квартире? Поставил регулятор на минимум – и уехал. Если же в семье есть маленький ребенок или пожилой человек, которому показано тепло, хозяева такой квартиры будут поступать с точностью до наоборот. Здоровье близких дороже денег.
Словом, в новых домах жильцы будут оплачивать обогрев по индивидуализированному факту. Это огромный плюс в плане энергосбережения и воспитания культуры потребления. «Плюс», спрятанный внутри здания. По внешнему виду это жилье тоже будет отличаться от старой серии. Я даже имею в виду не эстетику – это само собой. Кроме того, оригинальная конструкция монтажных стыков сводит на нет такое неприятное явление, как промерзание швов.
– Альберт Альбертович, из сказанного вами следует: город может строить жилье качественно и быстро. Но, видимо, часть людей, нуждающихся в нем, находится в плену прежних представлений. Они полагают, что их бытовая неустроенность – проблема государства. Хотя совершенно ясно, что никакая экономика такую ношу не в состоянии нести. Мы попробовали – и дело закончилось девальвацией. Заповедь – построй дом, посади дерево, роди ребенка – сегодня, с учетом приобретенного опыта, нужно понимать буквально.
– Совершенно верно! Есть многодетные семьи. Есть люди, которым не повезло со здоровьем. Есть некоторые другие категории населения, имеющие прописанные в законе основания для господдержки при строительстве жилья. Но они – в меньшинстве.
Мы все с вами смотрим телевизор. Читаем газеты. Заходим на новостные сайты интернета. И в курсе последней встречи Главы государства Александра Лукашенко с премьер-министром. В докладе Михаила Мясниковича прозвучала такая цифра. В текущем году перед страной стоит задача построить 6,5 миллиона квадратных метров жилья. Из них 2,5 миллиона – для нуждающихся граждан, которые имеют право на получение господдержки. Это 40 с небольшим процентов. Иначе говоря, 6 из каждых 10 квартир предстоит строить на собственные и заемные средства.
По словам премьер-министра, Беларусбанк, Белагропромбанк и Белинвестбанк уже приняли решение кредитовать застройщиков под 16 процентов годовых. Подчеркнем, что это люди, нуждающиеся в жилье, а не нувориши, которые приобретают квартиры с целью перепродажи или сдачи их внаем. Ставка в 16 процентов годовых – много это или мало? Если правительство уложится в плановую инфляцию по году на уровне 12 процентов, ставка кредита более чем щадящая. Если инфляция перешагнет отметку «16», она вообще станет минусовой. Кто умеет считать, должен делать выводы. На таких условиях строить жилье можно и нужно!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева