Жировка долгой зимы
Мороз, конечно, силы бодрит. Тут с классиком не поспоришь. Хотя и без ремарок не обойдешься. Когда многоснежная, щедрая на метели зима перебирает с постоем, впору считать убытки. Статей принудительного расхода много. Повышенное потребление энергоресурсов. Лишняя пахота, связанная с переделкой озимых на яровые. Ущерб от пожаров, транспортных происшествий, аварий на линиях электропередачи… Тем не менее есть коллективы, успешно сдающие жесткую экзаменационную сессию, в которую объективно превращается всякая аномальная зима. Об этом и не только наш корреспондент беседует с начальником хозяйственного цеха головного завода ОАО «Нафтан» Александром ПЁРЫШКИНЫМ.
– Александр Иванович, такой безразмерной зимы, как нынешняя, и старожилы не припомнят. Больше всего удивил март, первый календарный месяц весны. Тут и нордический характер, и небывалый для этой поры года катаклизм. Циклон «Хавьер» добрался до Новополоцка в пятницу, 15 марта. К утру субботы город и его окрестности являли собой типичную январскую картину. Работникам коммунхоза, однако, было не до пейзажных красот. Стихия покусилась на святая святых цивилизации – транспортные коммуникации. Борьба с заносами на дорогах приобрела в Беларуси государственный масштаб. И, как выяснилось позже, северу республики повезло больше, чем югу. Счастливый билет в метеолотерее достался нам…
– Согласен. Нас «Хавьер» только крылом задел. Сужу по оценкам Гидромета и по собственным ощущениям. Где-то циклон 20 сантиметров добавил к снежному покрову, где-то все 30. А у меня есть знакомый из-под Освеи. Так он рассказывал, что в его родной деревне снега вообще не было.
– Но в Новополоцке-то он мел. И прилично. Как бы вы оценили силу снегопада, полагаясь на свой глазомер?
– Картину искажает ветер. Высокие места он обметает. Низкие, наоборот, превращает в снегохранилища. А нам же нужен усредненный показатель. Но, думаю, сильно не ошибусь, если скажу, что «Хавьер» отоварил Новополоцк по остаточному принципу. Сантиметров на 10–15.
– Поздравляю, Александр Иванович, в самую точку. Перед встречей с вами я позвонил работникам Полоцкой метеостанции. Они сказали так. До «Хавьера» покров в наших местах достигал 21 сантиметр, после него стал на 10 сантиметров выше. Еще они сказали, что такая разовая прибавка даже не дотягивает до определения «неблагоприятное явление». Вот если бы за ночь снега навалило раза в два больше, то это был бы – по классификации синоптиков – настоящий катаклизм. Но он достался Минску.
– А я что сказал?! Следующий раз метеорологам не звоните – сразу к нам.
– Спасибо! С «Хавьером» разобрались. А что можно сказать о зиме в целом?
– Загостилась матушка. На календаре апрель, а минусовым значениям не видно конца. Я про ночные заморозки. Днем-то, конечно, уже пригревает. Но и мокрый снег еще возможен, и гололедные явления будут. Состояние дорог, а их у нас на заводе порядка 100 километров, при таком раскладе ухудшается. Провоцирует на лишние расходы. Техническая соль почти вся ушла. Держим небольшую заначку на крайний случай. Мало ли что. Киев, было дело, и после «Хавьера» завалило по колено.
– Александр Иванович, об экономике вопроса хотелось бы поговорить поподробнее. Сколько и чего вы запасали на пороге зимы? Как расходовали?
– Запас песка был стандарным – порядка 2,5 тысячи тонн. Технической соли – 6 вагонов. А годом ранее нам еле-еле хватило 12-ти. Но тогда шли крупные монтажные работы, связанные с транспортировкой по заводу сверхтяжелого оборудования. Иностранные подрядчики требовали идеального состояния полотна на маршруте. И мы с расходом солигорского галита не считались. Некоторые участки голой солью обрабатывали, чтобы растопить и убрать наледь. В принципе, это расточительство. Гораздо экономнее галит и песок расходовать в смеси.
– В цифрах экономический выигрыш можно показать?
– Давайте попробуем. Тонна галита стоила в ценах 2012 года 122 тысячи рублей. Тонна песка – 46 тысяч. В нашей смеси две доли песка, одна доля соли. Такой противогололедный материал в пересчете на тонну обходится примерно в 71 тысячу рублей. Согласитесь, разница есть: 122 «лимона» или 71!
Можно считать еще проще. В эту зиму мы израсходовали 6 вагонов галита, годом ранее – 12. Разница – 360 тонн. В деньгах это будет около 43 миллионов «белок». Опять же в ценах прошлого года. Расчет более или менее корректен. Потому что расход песка в последние зимы стабилизировался где-то на уровне 2 тысяч тонн.
– Дорога «А», что ведет из города в промышленную зону, тоже в зоне ответственности хозцеха. В ней километров 5 от силы. А сеть внутризаводских «большаков» и «проселков» – все 100. Соотношение один к двадцати. Отсюда вопрос: соль и песок сюда уходили в той же пропорции?
– Ни в коем случае! Дорога «А» – представительская магистраль. К ней повышенное внимание. Хотя вопрос не только в политесе. Важнее того безопасность движения. Я о челночных перевозках людей. По этой дороге ежедневно на головной завод «Нафтана», ТЭЦ, предприятия стройиндустрии перевозятся тысячи горожан. Утром – на работу, вечером – в город. Образцовое состояние полотна при таких нагрузках – наша визитка. Тем более что новополочане, работающие в промзоне, делятся надвое. Одна половина делает выбор в пользу городского автобуса, другая предпочитает ездить на личном автотранспорте. В часы пик дорога «А» – как река. Машины идут непрерывным потоком. Такая пульсация чрезвычайно опасна, если под колесами будут выбоины или наледь…
Словом, эта магистраль у нас на особом счету. Если в километрах на нее приходится 20-я часть закрепленных за нами дорог, то в расходных материалах – 50–60 процентов. Именно она повыскребла наши соляные амбары и сусеки. Метеорологи поговаривают, что долгие зимы вроде нынешней могут стать нормой. Игнорировать такие предостережения нельзя. Экономию расходных материалов будем сочетать с разумным планированием. Думаю, к следующему сезону холодов соли мы припасем вагонов 10. Сама по себе она слеживается. Но в смеси с песком ее и два года можно хранить. Излишки не пропадут. И на душе будет спокойней, когда знаешь, что у тебя есть стратегический запас противогололедных материалов.
– Александр Иванович, одно вы расходовали, другое копили. Я – о вывозе снега в отвал. Понятно, что это не тот груз, который принято скрупулезно взвешивать. Но порядок перемещаемых объемов можно было бы обозначить?
– Думаю, счет идет на тысячи тонн. Все-таки и без «Хавьера» осадков хватало. Тот снег, что убирался на территории завода, мы сгружали в районе «Водородки». Это одна из установок комплекса гидрокрекинга. Горушка получилась будь здоров! В снежки там можно будет играть до середины лета. Такие случаи в истории предприятия уже бывали. В многометровой толще снежная масса прессуется, превращается в подобие рыхлого льда и лежит очень долго… Снег с предзаводской территории и дороги «А» складировали у заводского ограждения со стороны Западной Двины. Дислокация площадок, как вы понимаете, была согласована с городскими властями и природоохранными инстанциями.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева