На берегах неспокойного озера
До начала Великой Отечественной войны Елена Васильевна Васильева (в девичестве Антонова) жила в городе Новая Ладога (в то время – Ленинградская область). Когда на русскую землю нагрянула беда, девушка только-только окончила семь классов школы – Елене было всего 15 лет.
«В Новой Ладоге мы жили с матерью, братьями и сестрой, а отец мой умер от чахотки еще до войны. Поначалу мы, подростки, помогали взрослым тем, что собирали грибы в старой ладожской канаве – приносили добычу с «тихой охоты» ведрами и корзинами, хотя ходить приходилось за 4–5 километров от дома. Некоторое время спустя вместе с подружкой я устроилась на работу в судоремонтные мастерские Ладожской военной флотилии. В тяжелейшие для советского народа дни нам очень хотелось быть хоть чем-то полезными Отечеству», – рассказывает Елена Васильева.
И вот наступила суровая зима 1941–1942 года. Ленинград взят в блокаду голода и смерти, а единственная магистраль, позволяющая снабжать город продовольствием и эвакуировать людей, пролегает по льду Ладожского озера. В суровых условиях вместе с другими рабочими судоремонтных мастерских Елена Васильева готовит суда к навигации, выполняя тяжелую работу. Сказывается нехватка профессионального опыта, недостаточно необходимых материалов. Но работники мастерских, среди которых немало женщин и подростков, трудятся самоотверженно – «всё для фронта, всё для Победы…» А ведь нужно было не только ремонтировать имевшийся флот, но и строить новые плавучие средства, реконструировать и расширять порты, возводить новые сооружения на обоих берегах Шлиссельбургской губы…
«Я хорошо запомнила частые бомбежки – Ладожское озеро постоянно подвергалось налетам вражеской авиации, на озере также действовала объединенная военно-морская флотилия противника. Гитлеровцы старались всеми силами прервать «дорогу жизни» и задушить Ленинград голодом. Борьба шла и в воздухе, и на земле, и на воде, и превратилась в длительное сражение – то затихавшее, то выливавшееся в острые схватки, – вспоминает Елена Васильева. – А однажды гитлеровцы разбомбили баржу с мукой, предназначавшуюся для жителей осажденного города. Сначала возле судна поставили часового, который охранял ценный груз. А затем нам разрешили ведрами черпать воду с прогорклой мукой. После пожара она была горелой, черной. Но и это было для нас незаменимым подспорьем в те голодные дни».
В 1944 году часть, в которой служила Елена, перебросили в Латвию. На берегу Балтийского моря девушка продолжала трудиться в судоремонтных мастерских – подготавливала и выдавала мастерам верфи необходимые инструменты. Затем Елену перевели в воинскую часть на аэродроме возле эстонского города Раквере, где она и познакомилась со своим будущим мужем. Супруг Елены Васильевны был родом из Белоруссии, и после свадьбы, которую справили в Новой Ладоге, молодожены решили переехать на постоянное место жительства в Полоцк, по соседству с которым в то время развернулась масштабная комсомольская стройка. Муж Елены устроился в УНР-42, а молодая женщина работала на Нефтестрое секретарем-машинисткой. Год за годом на глазах у нашей героини рос и развивался прекрасный город, в котором родились ее дети и внуки и с которым связаны самые светлые чувства и воспоминания. И осень жизни участница Великой Отечественной войны Елена Васильевна Васильева, военная юность которой прошла на берегах неспокойного озера, встречает в спокойной и мирной стране.
Екатерина ДОЛЖЕНКО
Фото Николая Авсеева