С заботой о главном — о детях
Вечер, пятница, 13-ое. Закончив дела по основному месту работы, члены межведомственной группы координационного совета горисполкома по реализации Декрета №18 отправляются в рейд по неблагополучным семьям. Такие рейды проходят в нашем городе на протяжении ряда лет – раз, а то и два в неделю. И, как показывает время, подобная практика оправдывает себя.
Главная цель рейда – контроль за родителями, которые зачастую личные интересы в виде распития спиртных напитков ставят выше обязанностей должным образом воспитывать собственных детей. По дороге к первому адресу заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних горисполкома Марина Николаева вкратце поясняет: «Сегодня нам предстоит посетить 10 семей, каждая из них так или иначе ставит ребенка в социально опасное положение. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели детских садов, социальные педагоги, школьные учителя… Немаловажную роль играет и милиция, куда, бывает, тоже поступают сигналы о неблагополучии детей, скандалах в семьях, где воспитываются несовершеннолетние. Огромное внимание проблеме уделяет председатель горисполкома Наталья Ивановна Кочанова, которая поставила задачу обследовать и взять на заметку каждую семью из так называемой группы риска». Итак, в минувшую пятницу в рейд «Семья без насилия» отправились представители социально-педагогического центра, детской поликлиники, городской организации Белорусского общества Красного Креста и женсовета, инспекции по делам несовершеннолетних ГОВД, прокуратуры, горотдела по ЧС и «Новой газеты».
Звоним в квартиру. Открывает молодая женщина. Из комнаты выглядывает малыш, которому и трех лет нет, и, завидев группу людей, бросается к маме на руки, испуганно прижимается к ней изо всех детских силенок. «Не бойся – никто тебя не заберет, – пытается успокоить ребенка хозяйка квартиры. – Я тебя больше не брошу». По словам начальника инспекции по делам несовершеннолетних Геннадия Булаха, буквально неделю назад эта женщина была задержана на улице в состоянии алкогольного опьянения, мальчик в это время находился дома с дядей. «Не одного же я его бросила», – пытается оправдаться горе-мамаша. Между тем, оказывается, еще раньше она сама как-то позвонила в больницу и попросила забрать у нее ребенка, мол, сорвалась – ухожу в запой, и малыш почти полтора месяца находился под присмотром врачей. Сейчас, клянется женщина, ситуация изменилась: «Приучаю ребенка к садику. Смотрите: у нас и картошка тушеная есть, и щи я варила, и молоко вот… Не-не-не, всё-всё-всё – я больше ни грамма!». И от предложения председателя городского Красного Креста, члена женсовета Светланы Яковлевой помочь с детской одеждой мама вежливо отказывается: «Вещей хватает. Обувь есть, комбинезон и один, и второй имеются…». «Глядите, – строго предупреждает Геннадий Иванович, – на носу новогодние праздники, и в следующий раз разговор будет коротким – ребенка отправим в социальный приют, а вас – на лечение».
По следующему адресу проживает папа-одиночка (его бывшая жена лишена родительских прав). Дома тишина, ребенок занят с игрушками, бабушка что-то готовит на кухне. «Как с алкоголем?» – спрашивает Геннадий Булах. «Никак», – лаконично отвечает мужчина, который раньше был склонен к употреблению спиртного. Его мать с готовностью подтверждает: «Так работает он много. Когда ему?..».
В третьей квартире уже готовятся к встрече Нового года. По крайней мере, елку украсили, порядок навели. Мальчишка лет пяти сидит перед телевизором, ужинает. Его мама предлагает участникам рейда осмотреть квартиру, пройти на кухню: «У нас всё хорошо, спокойно. Соседи на меня не жалуются. Ребенок досмотрен. Ну, да, курю, но стараюсь дымить в окошко, чтоб дома не так пахло…». «Пассивное курение, которому вы, тем не менее, подвергаете сына, очень вредно для неокрепшего организма», – укоризненно качает головой работница детской поликлиники Галина Герасимова и настоятельно рекомендует пересмотреть отношение и к никотиновой зависимости…
На удивление, примерно такая же ситуация наблюдалась в каждой из семей, где в тот вечер побывала межведомственная группа: трезвые и вполне благонадежные родители заверяли, что с алкоголем завязали и намерены всё свободное от работы время посвящать только детям. Единственное, небольшой всплеск эмоций произошел в одной из квартир, где с мамой и папой проживает их 16-летняя дочь, которая в настоящее время ничем не занята, т.е. и не учится, и не работает. На предложение социального педагога СПЦ Антонины Лисицы подумать о будущем и для начала пойти в вечернюю школу девушка отреагировала криком: «Достали!». После недолгого, но яростного препирательства она-таки согласилась один на один ( но в присутствии отца)поговорить на кухне с Геннадием Булахом. «Вроде договорились, – позже поделился он. – Девочка готова пойти учиться, а там и на курсы поступить, чтобы получить специальность».
…Сегодня в Новополоцке налажено четкое взаимодействие различных служб и организаций, которые направляют свою деятельность на оздоровление сознания общества и, в первую очередь, на преломление ситуации в неблагополучных семьях. Это и понятно: разве может кого-нибудь оставить равнодушным воспитание детей в социально опасных условиях? Цель – восстановление микросоциума семьи. Для ее достижения проводится последовательная и комплексная работа с семьями из группы риска, просматриваются наперед шаги их медленного возрождения. Состоявшийся рейд показал: активная позиция, которую местные органы власти занимают по отношению к решению проблемы, эффективна и постепенно дает ожидаемый результат.
Наталья КОНЫШЕВА