Будем помнить…
Заросли травой окопы и траншеи, восстановлены разрушенные войной города и села. Построены новые – как памятник тем, кто отдал жизнь за то, чтобы мы, наши дети и внуки жили под мирным небом. Среди таких памятников и наш Новополоцк – город, который появился на карте Беларуси после Великой Отечественной войны.
В 80-е годы прошлого столетия отряд следопытов клуба РВС новополоцкой СШ №2 решил выяснить, на месте каких деревень построен город, кто из наших земляков участвовал в боевых действиях на фронте, а кто ушёл в партизаны. Через паспортный стол городского отдела внутренних дел мы узнали, что город и его промышленный узел выросли на месте 26 деревень. Это – Василевцы, Беланово, Виторжье, Дручаны, Залюхово, Зуи, Новый Двор, Новиково, Подкастельцы, Почтари, Плаксы, Слобода, Середома, Троецкое, Шнитки и др. Их жители получили новую прописку – в Новополоцке. Так, в доме №123 по ул.Молодежной поселились жители д.Банонь, в доме №133 – жители д.Проворище.
По нашим сведениям, с фронтов Великой Отечественной из вышеуказанных деревень не вернулись домой 348 солдат и офицеров, мирного населения погибло 268 человек. При освобождении деревень, на месте которых вырос Новополоцк, погиб 261 боец Красной Армии. При освобождении деревни Троецкое, которая трижды переходила из рук в руки, – сорок, причем семерым присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе четыре бойца получили это звание посмертно. Среди них – помощник командира взвода 201-го гвардейского стрелкового полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 20-летний Михаил Виноградов. При прорыве обороны на участке Ратьково–Орехи 23 июня 1944 года он первым ворвался в траншею, уничтожил много гитлеровцев, заменил выбывшего из строя командира взвода, затем форсировал Западную Двину и закрепился на плацдарме. 3 июля, отбивая контратаку в д.Троецкое, погиб в рукопашном бою.
Командир стрелкового взвода 201-го гвардейского стрелкового полка Иван Жагренков лишь на год старше Виноградова. В бою за деревню Троецкое со связкой гранат бросился под танк…
Федор Вознесенский, командир отделения 201-го гвардейского стрелкового полка, 23 июня у д.Сиротино под огнем противника поднял бойцов в атаку, в рукопашной схватке уничтожил несколько гитлеровцев. Его отделение в числе первых форсировало Западную Двину, бойцы стойко отбивали атаки противника. В бою за Троецкое был тяжело ранен, умер в госпитале.
Самый младший из них, командир пулеметного взвода 201-го гвардейского стрелкового полка 19-летний Владимир Рублевский, воевал в Красной Армии с декабря 1943 года. В составе передовой группы под мощным огнем противника 24 июня 1944 года Владимир преодолел Западную Двину около д.Узречье Бешенковичского района, принял участие в боях по захвату и расширению плацдарма на левом берегу реки. 3 июля, у д.Троецкое, он один остался у пулемета, уничтожил 19 гитлеровцев. Был тяжело ранен. Звание Героя Советского Союза, как и его товарищам, присвоено посмертно…
На территории ОАО «Нафтан», где раньше находилась д.Троецкое, в память о погибших героях установлен мемориальный комплекс, а их останки захоронены в братской могиле г.п.Ветрино Полоцкого района.
Есть факты, подтверждающие наличие партизанского движения на территории, где сегодня расположен Новополоцк. В деревне Проворище находился штаб партизанского отряда «Смерть фашизму». Он создавался из трех групп: во главе с Николаем Шнитко из деревни Банонь, Петром Есипенком из деревни Зуи и Петром Киселевым с группой военных, вышедших из окружения. В деревне Рожанщина Полоцкого района все эти группы собрал Дмитрий Тябут, командир бригады им.Ворошилова. Так в составе бригады был организован отряд «Смерть фашизму», командиром которого стал Петр Киселев, начальником штаба – Николай Шнитко.
Как могли, боролись с захватчиками и местные жители. Но фашисты за это жестоко мстили. В деревне Середома гитлеровцы первой расстреляли депутата сельсовета, звеньевую льноводческого звена Феклу Лабковскую. Дети Феклы, Володя и Рая, стали партизанами отряда «Смерть фашизму». Местный житель, 14-летний Миша Лабандиевский, вместе с отцом тоже сражался в этом отряде. Погиб во время разгрома полицейского гарнизона в деревне Крынки. В его кармане нашли листок, на котором было написано: «Если погибну, прошу считать меня комсомольцем…».
В г.п.Боровуха установлен памятник пионеру Диме Потапенко. Дмитрий мечтал выучиться на офицера, а когда началась война, собирал оружие и передавал в партизанский отряд «Боевой». Помогал бежать военнопленным из концлагеря, ходил в разведку. Его схватили полицаи, избивали, а когда парень терял сознание, отливали водой – и все сначала. Полумертвого, мать нашла его на мусорной свалке… Имя Димы Потапенко занесено в книгу белорусских орлят. А 29 тысяч погибших в Боровухском концлагере?
И это лишь малая толика тех подвигов, которые были совершены на территории деревень, где сегодня находится наш город. Мы должны об этом помнить! Как сказал русский писатель и поэт Константин Симонов: «У нас, живых, есть право на жизнь, на труд, на образование, на любовь, но одного права у нас нет и быть не может – это права забывать наших погибших…»
Евгения ТРАПЕЗНИКОВА,
Почетный гражданин
г.Новополоцка