Что такое аутизм?
Если кто-то из ваших знакомых или близких не умеет сопереживать, замкнут только на своих интересах и отказывается общаться, не спешите «записывать» его в эгоисты. Возможно, за внешними признаками черствого характера скрывается врожденное заболевание – аутизм.
О том, как распознать эту патологию на ранней стадии и помочь ребенку реализовать свой потенциал в будущем, рассказывает врач-педиатр детской поликлиники Елена ПИСКАРЕВА.
«Аутизм – это нарушение развития, характеризующееся отклонениями в поведении, общении, социальном взаимодействии, в некоторых случаях оно также сопровождается снижением интеллектуальных способностей. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному. Конкретная форма этого заболевания определяется на основании определенного «набора» симптомов. При раннем аутизме (заболевание диагностируется у детей до 2-х лет) ребенок, как правило, не смотрит родителям в глаза, крайне редко улыбается, у него отсутствует привязанность к матери. Характерна задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам малыш не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз, агрессивен по отношению к другим детям, не стремится к общению с ними и общим играм, отдает предпочтение лишь одной игрушке (либо отдельной ее части). Также возможно неадекватное реагирование на раздражители (свет, приглушенные звуки и прочее). Однако перечисленные симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма. То, что вас беспокоит в поведении ребенка, необходимо обсудить с врачом.
В возрасте от 2-х до 11 лет у детей с аутизмом наблюдается характерная для вышеназванного периода симптоматика. Кроме того, возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной обстановки у больного возникает сильное беспокойство. К возрасту 11–12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарные навыки коммуникации, однако и в этом случае одиночество является для них наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует. У взрослых признаками аутизма служат скудность жестикуляции, мимики, отсутствие понимания элементарных правил общения, скудность словарного запаса, частое повторение одних и тех же фраз, слов, отсутствие интонаций в речи, наличие серьезной привязанности в отношении определенных предметов, привычек и т.д.
Основным методом воздействия на течение и глубину аутизма считается специальное обучение по индивидуальной программе. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется реабилитация, тем больше шансов не дать болезни поглотить разум ребенка. Родители больных аутизмом сталкиваются с невероятно сложной задачей – максимально адаптировать своих детей к жизни и к взаимодействию с окружающим миром. Коррекция требует огромных усилий и терпения, поскольку сам ребенок не заинтересован в выходе из пространства, замкнутого на самом себе. План терапии и реабилитации при раннем аутизме должен разрабатываться с учетом индивидуальных симптомов, особенностей поведения ребенка, изменения его состояния в процессе лечения, особенностей и возможностей семьи. При этом не зависимо от выраженности симптомов и вариантов развития аутизма наилучший результат обеспечивает специализированное лечение, направленное на улучшение социальных, коммуникационных, поведенческих навыков и навыков обучения.
Несмотря на то, что не существует препаратов, способных вылечить от данной патологии или серьезно повлиять на развитие аутизма, в некоторых случаях использование медицинских препаратов просто необходимо. Лекарственные средства помогают скорректировать определенные виды поведения, устранить или смягчить проявления депрессии, гиперактивности, нарушений сна и некоторых других симптомов, встречающихся при раннем аутизме. Реабилитация пациентов с ранним аутизмом требует значительных усилий как со стороны врачей, учителей, так и со стороны родителей.
К сожалению, современная медицина не в состоянии предложить универсальных методов лечения, которые гарантировали бы полное выздоровление или могли бы кардинально повлиять на развитие аутизма. Неудивительно, что многие родители начинают интересоваться так называемыми альтернативными методиками. При попытке самостоятельно откорректировать развитие аутизма следует в первую очередь соблюдать главный врачебный принцип – «не навреди». Непроверенные методы лечения раннего аутизма могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Перед началом лечения по альтернативной методике следует обязательно посоветоваться с врачом».
В конце 2011 года в Беларуси была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». С весны 2012 года функционирует сайт организации www.autism.by, на котором родители детей с аутистическими нарушениями делятся опытом, получают поддержку и необходимую информацию.
Записала Ольга КИРОВА