29 апреля – РАДОНИЦА
Во вторник (29 апреля) второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
В Страстную седмицу сердца верующих были переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних. Не было молитвы об усопших, потому что все церковные песнопения, всё богослужение этой седмицы посвящено страданиям Господа и великому подвигу искуплений, совершенному Богочеловеком. В Светлую же седмицу торжество радости Воскресения Христова и победы над смертью как бы отнимало преграду, отделяющую живых от умерших: Церковь земная воинствующая сливалась воедино с небесною, торжествующею, – и потому не благовременно было молиться об умерших. И вот по прошествии седмицы светлого торжества чада православной Церкви спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» своих усопших, и сколь сладостно душам усопших слышать всеоживляющий привет воскресения!
Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о Воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», – как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдаётся нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
В патерике Киево-Печёрском есть такой рассказ: однажды, в день Пасхи, богоугодный старец вошел с диаконом покадить святые мощи в пещерной трапезе и в восторге душевном возгласил: «Святые отцы и братия! Сегодня – Христос Воскресе!» – и вдруг от всех гробов угодников Божиих, будто гром небесный, последовал ему ответ: «Воистину Воскресе!». Веруем и уповаем, что и наши усопшие о Христе отвечают нам тем же на наш радостный привет воскресения.
Приход храма иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость»