Специфика — не оправдание
У предприятия и его создателей такие же отношения, как у людей с родителями. Проектировщиков не выбирают. Технологические схемы, материализованные в бетоне и металле, несут на себе генетическую печать времени. Это хорошо понимаешь, когда попадаешь на территорию завода «Новополоцкжелезобетон».
Стройиндустрия середины прошлого века с большим простодушием решала проблемы экологии и культуры производства. Открытые склады щебня, песка, керамзита, других сыпучих материалов были в порядке вещей. Конечно, они пылили во всю ивановскую. Потому что мельчайшие фракции сырьевого завоза становились легкой добычей ветра. Рабочие ходили по щиколотку в сероватой «муке мелкого помола».
На побочный эффект неряшливости работали не только склады. Открытые производственные полигоны, участки хранения готовой продукции, растворобетонный узел, формовочные и другие цеха тоже были небезгрешны. Собственно, любой из 23 гектаров заводских площадей становился источником локальных пылевых бурь. Причем на специфику дела накладывался масштаб производства.
Сегодня Новополоцкий филиал ОАО «Кричевцементношифер» выпускает железобетонные изделия более 1500 наименований. Каждое оставляет за собой шлейф сопутствующих потерь. В номенклатуре, кроме того, порядка 100 товарных смесей и растворов. Это тоже не самое гламурное производство.
Комиссия исполкома, побывавшая на предприятии месяц назад, согласилась с аргументацией заводчан. Да, есть историческое объяснение маленьким пылевым бурям. Есть специфика отрасли. Есть горячка буден, когда мысли о плановых показателях вытесняют на периферию сознания все прочие соображения. Однако даже объективные обстоятельства всего не объясняют и не оправдывают. Внутризаводские дороги можно мести чаще. Стены корпусов преображаются, если их время от времени красить. Газоны, цветочные клумбы, другие элементы целевого озеленения не только хороши в плане эстетики – они, кроме того, являются эффективным пылесборником, санируют воздух. Но это не должно быть самосадным деревом на крыше, появление которого иначе, как с помощью баек барона Мюнхгаузена, не объяснишь…
Справедливая и благожелательная критика комиссии была воспринята правильно. За месяц владения предприятия существенно преобразились. Везде были заметны результаты косметического ремонта. Приведена в порядок дорожная сеть. Начата высадка цветов. Дальние углы завода освобождены от мусора. Ремонтно-строительный участок, который на регулярной основе занимается культурой производства, усилен за счет найма сезонного персонала.
Специалистам исполкома было приятно узнать, что серьезные усилия коллектива по эстетизации территории идут рука об руку с наращиванием производственного потенциала. В первых числах мая «Новополоцкжелезобетон» запустил технологический узел по приготовлению товарных смесей для строительных объектов головного завода ОАО «Нафтан». Нефтегигант форсирует очередную программу развития. Сегодня вся его территория – одна грандиозная стройка. Железобетон, растворы и товарные смеси – те материалы, без которых невозможно наступление на главном модернизационном фронте нашей промзоны.
Комиссия заглянула и к соседям НЖБ. Здесь тоже заметен прогресс. Но, положа руку на сердце, сделать еще предстоит много. Одна только картинка. Лежат строительные фермы. Большие. Массивные. Подошвами они давно вросли в землю. Но обращает на себя внимание не это самозакапывание, а буйство свежей зелени. Между конструкциями проросли, пробились к солнцу молодые березки. Высота некоторых достигает трех-четырех метров. Нужно отдать должное природе. Она частенько пытается превратить нашу бесхозяйственность в подобие натюрморта. Выступает в роли адвоката-художника – зеленью всё можно облагородить и смягчить. Но ведь для состязательного процесса нужен и обвинитель, который напомнит ответственным лицам, что сорить народными деньгами не только некрасиво в плане эстетики, но и разорительно в экономическом смысле.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева