Бизнес по-Новополоцки
Бизнес по-Новополоцки
Репортаж с историческими отступлениями
В материале «Денежное дерево, или Парад новополоцких брендов» («НС» №48 от 17.06.2014) мы утверждали, что Новополоцк перерос историческую фазу моногорода. Действительно, его достижения в реальном секторе давно уже не сводятся только к продукции самого мощного в Беларуси и одного из крупнейших в Европе нефтехимического комплекса. Есть много других самодостаточных субъектов хозяйствования. Их участие в экономической складчине обогащает производственную палитру. Полпредов на внутреннем рынке и мировых торговых площадках сегодня у Новополоцка больше, чем когда бы то ни было. Но дуайеном, главой дипломатического (читай: коммерческого!) корпуса по праву остается «Нафтан».
На выставке «Традиции и перспективы», приуроченной к 56-й годовщине Новополоцка, нефтегигант презентовал товары народного потребления, в частности – новую линейку моторных масел. Их потребительские достоинства хорошо корреспондируются с классификацией Американского института нефти и Ассоциацией европейских автопроизводителей. Подробнее узнать об этом можно на официальном сайте акционерного общества. Мы же предложим нашим читателям небольшой экскурс в историю маслоблока первенца белорусской нефтепереработки.
В свое время этот комплекс был вторым в СССР. На пике мощности он выпускал до 400 тысяч тонн целевой продукции в годовом разрезе. Новополоцкие масла использовались во всех видах транспорта: наземном, морском, воздушном. Компрессоры в горнодобывающей промышленности работали исключительно на белорусских смазочных материалах. Для шахтеров в забое с искусственной вентиляцией они были символом жизни.
У масленщиков первой волны была еще одна заветная мечта – бросить вызов американцам в сегменте трансформаторных масел. Сибирские ЛЭПы потребляли заморский продукт. Импортозамещение сулило стране баснословную экономию валюты. Предполагалось, что Новополоцк будет поставлять энергетикам 180 тысяч тонн трансформаторных масел в год. Увы, грандиозное начинание оказалось под обломками рухнувшего Союза…
Постояв у стенда флагмана городской индустрии, переходим к экспозиции предприятия «ЛЛК-НАФТАН». В начале 2014 года на капитанском мостике СП с российским капиталом появился новый руководитель. Прежний гендиректор Петр Катульский передал дела Михаилу Бабушкину. Было приятно узнать, что кадровая ротация прошла на началах преемственности. Старые наметки неуклонно воплощаются в жизнь. Более того, прирастают очередными амбициозными проектами. Один из лучших экспортеров Витебщины осваивает новые зарубежные рынки. Отправлена первая партия присадок к маслам в Республику Южная Африка. Подписан контракт с испанцами. С учетом этих и других направлений география внешнеэкономического партнерства расширилась до двух десятков стран-потребителей новополоцкого продукта.
По словам Михаила Олеговича, соучредитель с российской стороны – а это дочерняя структура «ЛУКОЙЛа» ООО «ЛЛК-Интернешнл» – мотивирует присадчиков на постоянную модернизацию производства, поиск передовых технологий, тесное сотрудничество с прикладной наукой. Всё это – с прицелом на безбрежный российский рынок. Новополочане участвуют в совместных программах «ЛУКОЙЛа» и «Российских железных дорог». Энергично работают над пакетами присадок для тепловозных двигателей. Растет удельный вес продукции, используемой в рецептурах судовых масел. Важнейшим приоритетом остаются газовые двигатели. Масел для них в ближайшие годы понадобится много. Спрос поднимают глобальные проекты «Газпрома». Добыча, перекачка и переработка «голубого топлива» в южных республиках СНГ. Повсеместное расширение парка газогенераторных и газобаллонных двигателей.
Рассказанное гендиректором белорусско-российского СП не могло не радовать. Даже не верилось, что каких-то восемь лет назад никто бы не поручился за будущее этого уникального товаропроизводителя. Зарубежные конкуренты делали все, чтобы убрать с экономической карты постсоветского пространства такого рода предприятия. Наши присадчики мешали монопольному проникновению западного, прежде всего американского, бизнеса на рынки стран СНГ. Стратегически важный сектор отечественной нефтехимии был спасен в 2006 году. Для этого понадобилась личная встреча Главы государства Александра Лукашенко с президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом Аликперовым.
Очень сильное впечатление оставил еще один диалог – с представителями ЗАО «Интерфорест». Молодое предприятие предлагает покупателям профилированный клееный брус и даже целые дома из этого экологически безупречного материала. Рыночное попадание в яблочко. Интерес застройщиков к дереву растет во всем мире. Это не только вопрос престижа и очевидного достатка. В нем просматривается инстинкт самосохранения.
Урбанизированная среда наших дней – источник фобий и стрессов. Какофония улиц. Автомобильные выхлопы… Кто из нас, обреченных на удушающие объятия бесцеремонного города, не ловил себя на мысли: хорошо бы в ближайший выходной вырваться на природу. А еще лучше – жить в дачном поясе. Чтобы работа – с ее деньгами, видами на карьеру, социальными связями – оставалась в городе, а дом с мезонином стоял в экологически оправданном удалении от него. На пригорке. В дыму цветущих яблонь. По соседству с молодой дубравой, где короткими летними ночами дают бесплатные сольники окрестные соловьи.
«Интерфорест» как раз и позиционирует свою продукцию как дом, о котором тайно или явно мечтают многие горожане. Из тех, что еще не накопили необходимой суммы. Потому что накопившие ходят в новоселах. И не только у нас в Беларуси. Экспортные поставки предприятия осуществляются во Францию, Испанию, Италию, Германию, Кипр, другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Причем в клиентских очередях всё больше россиян. О широте этого рынка сбыта можно судить по таким городам, как Сочи, Москва, Мурманск. Больше всего мастера деревянного домостроения гордятся заказами из Карелии, которая может быть символом собственных лесных богатств России. Потеснить конкурентов в этом регионе все равно, что приехать в Тулу со своим самоваром и на ура продать его на местном рынке.
Наступательный маркетинг, если перейти к некоторым обобщениям, просматривался в сбытовой политике большинства экспонентов выставки. И, как правило, Россия в их раскладах играла определяющую роль. Замечательно ведут дела на рынке наших восточных соседей и союзников такие предприятия, как «Измеритель», «Юджэн», «Полимех». А фирма «ИНТЭП», которая специализируется на средствах измерения, вообще чувствует себя в России как дома. Новополочане – лауреаты конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации». Мало того, обзавелись в Санкт-Петербурге структурным плацдармом. На деловом языке он называется ООО «ЭЛТА». Для соседей по новополоцкой промзоне это хороший пример того, как нужно выстраивать внешнеэкономические связи и закрепляться там, где нас ждут. Тезис станет еще весомей, если добавить, что «ИНТЭП», умея работать «под заказ», множит число партнеров в Молдове, Украине, Казахстане и Узбекистане.
Слово «заказ» входит в обязательный лексикон деловых кругов. Оно то и дело звучало в диалогах с директором Новополоцкого хлебозавода Сергеем Зиновьевым, а также Ириной Шавель, инженером-технологом, которая представляла на выставке городскую типографию. Правда, работа под конкретные условия имеет много особенностей, диктуемых спецификой той или иной отрасли.
Заказ в хлебопечении обезличен, опосредован, дистанционен. О нем производитель судит по реакции покупателей на предлагаемый ассортимент и сервисные шаги, которые он делает навстречу ожиданиям рынка. Если нарезной хлеб уходит с колес – значит, включай механический нож на полную катушку и совершенствуй удачно найденную форму фасовки. Если под влиянием просветительской работы диетологов горожане голосуют покупками за рожь в хлебобулочных изделиях – значит, меняй структуру продукции в пользу черных сортов.
В полиграфии иной формат общения с заказчиком. Очный. Индивидуальный. Богатый на психологическую нюансировку. С газетами понятно. Типография печатает 13 региональных изданий годовым тиражом 7 миллионов экземпляров. Это вал. Это поток. Это сотни тонн бумаги, переводимой в почти невесомые редакционные послания читателям в несколько печатных полос. А вот, к примеру, корпоративные календари – это почти всегда, как говорил поэт, «езда в незнаемое». Характер заказа определяется факторами, в которых нет ничего материального. То есть вкусом клиента, его пониманием красоты, другими флюидными субстанциями. А еще эстетическими предпочтениями партнеров, которым – в представительских видах – будут вручаться календари. На согласование деталей уходит много нервной энергии и дискуссионных копий. Но в условиях плотной конкурентной среды нет другого пути в борьбе за рынок.
Клиент всегда прав, в чем бы он не нуждался. В торговых этикетках. Школьных тетрадках. Клубной атрибутике. Сувенирах с патриотическим посылом… Выслушай. Вникни. Предложи решение. Согласуй. Угоди, в конечном итоге! Только так и должен сегодня работать производитель на рынке товаров народного потребления. Новополоцкая типография – на городской Доске почета. Следовательно, умеет…
Смешанные чувства вызвал обстоятельный разговор с начальником научно-исследовательского сектора Полоцкого государственного университета Татьяной Гончаровой. С одной стороны, гордость за «быстрых разумом Невтонов» – людей, готовых снова и снова предлагать потенциальным партнерам многообещающие разработки. С другой – привкус разочарования, вызванного известной пассивностью бизнес-элиты, располагающей финансами, которые необходимы для того, чтобы ставить на поток находки разведчиков научно-технического прогресса.
Ау, инвесторы, где вы?! В партнерском пакете университета что ни предложение, то шанс для приумножения ваших корпоративных доходов. Энергосберегающий погружной насос а-ля ПГУ имеет 3-кратный межремонтный пробег в сравнении с агрегатами других производителей. Многофункциональная технологическая оснастка для механической обработки поверхностей разнофигурных деталей превосходит все отечественные аналоги. Костросоломенная плитка с теплоизоляционным эффектом – остроумный способ вовлечения отходов сельскохозяйственного производства в материальный оборот стройиндустрии. Добавки-модификаторы, тоже адресуемые строителям, помогли бы им уменьшить расход цемента при получении бетонов на 15–20 процентов. Интеллектуальная программная система анализа видеоинформации хорошо встраивается – причем в прямом и в переносном смысле – в интересы производственников, работников охранных структур, пожарно-спасательных отрядов…
Словом, выставка, приуроченная к 56-й годовщине Новополоцка, стала апофеозом производственного потенциала нашего города, парадом узнаваемых брендов. И напомнила всем нам, в какое интересное в творческом плане время мы живем.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева