Семинар с видом на будущее
В среду, 16 июля, Новополоцк посетили участники выездного семинара по вопросам экономической модернизации в Витебской области во главе с заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Петром Прокоповичем. Гости нашего города, в частности, побывали на одной из строительных площадок ОАО «Нафтан». На ней возводится головная установка комплекса замедленного коксования тяжелых нефтяных остатков. Это самое капиталоемкое начинание в истории нефтегиганта. Стоимость комплекса превышает 700 миллионов долларов. После ввода в эксплуатацию он позволит предприятию выпускать порядка 460 тысяч тонн нефтяного кокса в год, который будет использоваться как топливо на предприятиях энергетики. Однако главная цель проекта не кокс, а дополнительные объемы светлых /самых предпочтительных в плане получения прибавочной стоимости!/ нефтепродуктов. Расчетный тоннаж превышает 1 миллион тонн сырья в эквиваленте годовой переработки. С пуском комплекса глубина технологического передела составит не менее 92 процентов. Этот показатель автоматически ставит наш НПЗ в шеренгу лучших нефтеперерабатывающих заводов Европы.
Участники семинара были поражены панорамой грандиозного строительства. Установка замедленного коксования уже на стадии мультимодальной доставки многотоннажного оборудования и земляных работ, связанных с рытьем котлована, побила многие рекорды аналогичных кампаний «Нафтана». Сердце установки – коксовые барабаны. В сборке каждый весит более 400 тонн. Из Испании в Новополоцк их везли частями – обечайками, как говорят специалисты. Иначе оборудование не поддавалось транспортировке. На периферии площадки сейчас завершается строительство мини-завода по сборке коксовых барабанов. В двух его корпусах будет укрупняться монтаж технологических диковин. Здесь же они пройдут через термическую обработку, которая предшествует установке циклопической комплектации на фундаменты.
За изготовлением базы УЗК гости могли понаблюдать. Что осталось вне их поля зрения, так это рытье котлована, ставшего новым словом в практике ОАО «Нефтезаводмонтаж», выполняющего на стройке функции генерального подрядчика. Подготовка к монтажу фундаментов потребовала замещения 160 тысяч тонн естественного грунта на песчано-гравийную смесь. Работа велась секторами-захватками и потребовала четырех месяцев. Если дать зрительный образ объемам вывезенного грунта и завезенного гравия, то получится железнодорожный состав из 60-тонных хопперов длиной 64 километра.
Монтаж ажурного купола склада под хранение кокса, в отличие от эпических земляных работ, находился перед глазами. Через несколько дней после завершения “Славянского базара-2014” он тем более будил воображение участников семинара. В контурах сложного инженерного сооружения был элемент узнаваемости, который перекликался с крышей Витебского амфитиатра.
Поражала и редкая для наших строек культура производимых работ. Все подъезды, разворотные пятачки, участки временного хранения оборудования были “одеты” в капитальные железобетонные плиты идеальной выделки. Их в обиходе называют аэродромными. Плиты технологичны в монтаже. Отвечают всем требованиям промышленной эстетики. А главной – супернадежны в проекции на уникальные монтажные работы, которые превратят их в танцпол для исполинских автокранов. “Нафтаном” уже приобретен колесный богатырь грузоподъемностью 750 тонн. Однако не он будет главным героем строительных подмостков. Скорее всего, придется искать и брать в аренду гусеничный кран, способный поднимать 1350 тонн. В помощь этим силачам понадобится техника с меньшей грузоподъемностью.
Тоннаж автокранов суммируется с массой перемещаемых грузов. Статическая нагрузка на покрытие усложняется динамическими напряжениями. Вот почему под колесами и траками у супертяжей из мира грузоподъемной техники должен быть наборный железобетонный настил, каждая паркетинка в котором весит 4,5 тонны. Причем паркет этот будет выложен в три слоя…
Доклад под открытым небом делал генеральный директор НЗМ Александр Яловик. Рассказывать о слагаемых экономической модернизации подначального ему предприятия помогали планшеты с текущими показателями и многолетней статистикой. Речь шла о таких принципиальных направлениях работы, как оптимизация систем управления, повышение качества выпускаемой продукции, стимулирование труда и производственной дисциплины, внедрение передовых технологий и новинок информационного обеспечения.
Очень интересным был раздел, посвященный мотивации труда, активизации тех внутренних пружин в человеке, которые, с одной стороны, побуждают в нем соревновательное начало, с другой – помогают ассоциировать напряжение рабочей смены с индустриальным пейзажем, что день за днем создается коллективными усилиями участников стройки. В НЗМ, к примеру, существует система дифференцированных надбавок к тарифному стандарту, которые – в зависимости от ряда критериев – варьируются от 24 до 68 процентов. Она ставит перед работником конкретный материальный ориентир, достигаемый посредством целевого обучения, других форм профессионального самосовершенствования. Действенным инструментом мотивации являются также надбавки за работу по смежным специальностям. Если, скажем, мастер огненной дуги в течение месяца, помимо основного, выполнял другие виды сварки, которыми он владеет, то за каждое из этих умений он получит 10-процентный бонус. Инженерный персонал НЗМ тоже может наращивать семейный бюджет за счет стахановского отношения к делу. Тот, кто не боится напряженного труда и заданий повышенной сложности, может рассчитывать на поощрение в диапазоне от 0 до 35 процентов при условии выполнения показателя по рентабельности. Укреплению экономики предприятия, качественному росту кадров служат конкурсы на звание “Лучший по профессии” и “Лучшее подразделение”. Людей, прошедших через это горнило НЗМ, знает вся страна. Яркий тому пример – победитель и призер многих отечественных и международных конкурсов сварщиков Андрей Козловский.
Успех в любых экономических раскладах определяет человек-творец, мастер своего дела. В условиях повышенного риска, сопряженного с монтажными операциями, он должен быть вооружен современным арсеналом малой механизации, эффективными средствами индивидуальной защиты. На площадке была развернута мини-экспозиция, дающая представление о том, как и чем сегодня оснащены бригады и звенья НЗМ.
После доклада завязалась оживленная дискуссия. Вице-премьер поинтересовался, каким образом новополоцкие монтажники развивают экспорт услуг. Имелся в виду рынок Российской Федерации. Александр Яловик рассказал о партнерстве с крупными российскими заказчиками. Авторитет НЗМ в их глазах остается незыблемым даже тогда, когда стратегия нашего государства рекомендует монтажникам Новополоцка едва ли не 100-процентное пребывание на площадках «Нафтана», где одновременно воплощаются в жизнь несколько инвестпроектов. Достаточно сказать, что только на крупнотоннажной установке первичной переработки нефти АТ-8 сейчас трудится пул из 19 субподрядных организаций, не считая крупного отряда работников НЗМ.
Чувства, с которыми участники семинара покидали территорию флагмана отечественной нефтехимии, мы позволили бы себе облечь в слово “воодушевление”. Они воочию увидели прообраз нефтепереработки ХХI века. Когда у нации есть отмобилизованные, обученные, прекрасно оснащенные коллективы, способные строить и эксплуатировать объекты класса УЗК, она может быть спокойна за свое будущее.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Елены Емельяновой