Новое слово в жилищной стратегии государства
Беларусь всерьез намерена развивать институт арендного жилья. Создание государственного фонда такого рода повлечет за собой серьезные изменения во всей жилищной системе. Возможность найма квартиры разгрузит очереди нуждающихся в жилье, умерит аппетиты частных арендодателей, будет способствовать экономически оправданным перетокам специалистов в границах отечественного рынка труда.
Работа правительства, профильных министерств и местных органов власти, направленная на реализацию заявленной стратегии, опирается на Указ Президента РБ №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», вступивший в силу 1 апреля 2014 года. Документом определены категории граждан, имеющих первоочередное право на получение коммерческого жилья на период трудовых либо служебных отношений. К ним относятся граждане, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы), из числа:
- судей, прокурорских работников, а также государственных служащих согласно перечню должностей, дающих право на получение жилых помещений коммерческого использования;
- молодых рабочих (служащих), специалистов, получивших образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
- военнослужащих;
- работников при назначении на должность в случае их переезда из другого населенного пункта при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены;
- ученых, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, работников организаций культуры.
Доля названных категорий не должна превышать 30 процентов от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования коммунального фонда. Еще 10 процентов предназначены для военнослужащих. Оставшиеся 60 процентов рассчитаны на очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если таковых нет, коммерческое жилье предоставляется в аренду прочим категориям населения исходя из даты подачи заявления.
* * *
Аналогичная практика закрепляется в части республиканского жилищного фонда. Организация вправе самостоятельно предусматривать в локальных нормативных правовых актах категории собственных работников, имеющих первоочередное право предоставления жилых помещений коммерческого использования (в пределах 40 процентов такого фонда).
Заявления на предоставление аренды принимаются на основании информации о наличии коммерческого жилья, размещенной на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения этого жилья.
Информация о наличии жилых помещений коммерческого использования должна содержать сведения о:
- месте нахождения таких помещений;
- их количественном и качественном составе;
- уровне благоустройства этого жилья;
- характеристике жилых помещений;
- размере платы за пользование жилым помещением из коммерческого фонда;
- сроке обращения за предоставлением данных жилых помещений.
Учитывая, что на аренду жилья такого типа очередь не формируется, заявления соискателей принимаются не ранее, чем со дня размещения указанной информации.
Указом урегулирован и порядок определения платы за использование такого жилья. При этом ее размер зависит от оснований аренды. В отношении жилых помещений коммерческого использования размер платы определяется исходя из размера базовой ставки платы, установленной Советом Министров РБ (0,2 базовой величины) с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения этого жилья.
Для отдельных видов жилья коммерческого использования указом предусмотрены понижающие коэффициенты. По республике они установлены в размере 0,1, для столичного Минска – 0,2.
Договор найма жилого помещения коммерческого использования заключается: при наличии трудовых (служебных) отношений – на период таких отношений, а в случае предоставления в общем порядке гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или не состоящим на таком учете, – на срок до 5 лет.
* * *
Основаниями для выселения из жилых помещений коммерческого использования являются:
- истечение срока договора найма, кроме случаев, когда данное соглашение подлежит заключению на новый срок. Вместе с тем, договор, заключенный на 5 лет, должен быть продлен на новый срок при условии, что наниматель надлежащим образом исполнял свои обязанности (они определены типовым договором найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда);
- наличие без уважительных причин задолженности по внесению платы за пользование таким жильем и (или) жилищно-коммунальные услуги в размере 2-месячной просрочки;
- прекращение трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, – в случае, если это жилье предоставлено в связи с характером трудовых отношений. В случае расторжения трудовых (служебных) отношений предусматривается безусловное освобождение коммерческого жилья, полученного в пользование по договору найма. В этой связи граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- иные случаи, предусмотренные законодательными актами. В частности, такие основания определены в главе 13 Жилищного кодекса Республики Беларусь.
При надлежащем соблюдении условий договора найма коммерческого жилья наниматель может пользоваться им практически бессрочно, поскольку соглашение подлежит продлению на новый срок.
На 1 июня 2014 года в стране насчитывалось 26 532 жилых помещения коммерческого использования, из которых 1 835 квартир – новое построенное жилье, 2 635 квартир –освобожденный вторичный жилфонд, 22 062 квартиры – заселенные жилые помещения, включенные в разряд жилых помещений коммерческого использования.
Подготовил
Владимир ФАКЕЕВ