Как подружиться с Меркурием
Профессию выбирают по-разному. В семьях, где уже сложилась ведомственная династия, вопрос зачастую решается автоматически. Сын офицера делает выбор в пользу погон и портупеи. Дочь медика облачается в белый халат. С Галиной Драгун мы долго искали тот волшебный клубок, что увлекает своей путеводной нитью выпускников школ, стоящих на распутье. Вывод ошеломил. Рекрутером, подсказавшим дело жизни, был скорее всего минский ЦУМ.
Люди постарше помнят, каким великолепием на фоне общего состояния сервиса отличались столичные универмаги советских республик. Мрамор, хром инсталляции, хрустальные люстры, мозаичные полы, цветные витражи… И вот представьте себе диспозицию! С одной стороны – ослепительный супермаркет той поры, с другой – маленькая деревенская девочка с большими бантами в косичках. Полтора часа она с бабушкой добиралась до Минска на трясучем «Пазике». Но 70 километров для без пяти минут первоклассницы не околица. Скоро учебный год, и, значит, нужно обзавестись массой вещей. В перечне тетрадки, дневник, ручки, карандаши, фломастеры, даже готовальня на вырост. А главное – портфель. Вместительный, чтобы все помещалось. Демонстративно яркий, чтобы издали было видно, какая умница спешит на уроки за пятерками.
Школа – это вам не детсад. Инструментарий обученья бабушка с внучкой выбирают с чувством и толком. Глаза разбегаются. Сомнения одолевают. Хорошо, что всякий раз на помощь приходит Светлана, двоюродная сестра Галочки. Она заведует в ЦУМе отделом канцтоваров. Ее рекомендации в глазах родственниц из провинции имеют почти такую же божественную силу, что хранится в атрибутах Меркурия, о котором девочка узнает, когда подрастет и поступит в Минский техникум советской торговли.
В профессии Галина Александровна почти 30 лет. В нынешней ипостаси она – заведующая секцией «Ткани» Новополоцкого Дома торговли. Товарный профиль тут весьма условен. Помимо текстильных изделий, мастера прилавка предлагают покупателям обувь, галантерею. На зиму приходится пик торговли семенами, чудо-подкормками, средствами борьбы с вредителями растений. То есть той группой товаров, которая ближе к посевной кампании приобретает взрывной интерес у садоводов-любителей, дачников, владельцев приусадебных участков.
Лето тоже коммерческая страда, только для кафетерия. Его выносят на улицу, поближе к пешеходному трафику, распаренному от зноя и мучимому жаждой. В таких сезонных миграциях кафешки важна не охота к перемене мест, а давно доказанная аксиома коробейничества: если гора не идет к твоему прилавку, отправляй прилавок к подножию горы. Когда прохладительные напитки, мороженое, выпечка и прочий ассортимент быстрого перекуса выносятся из душного помещения в тентовый павильон, то касса начинает бить в два с половиной раза веселее, чем била в самом магазине.
В условиях жесткой конкуренции растет цена обратной связи. Сегодня каждый продавец должен быть виртуозом общения. Умение поддержать разговор с покупателем, выслушать его, выспросить, взять на заметку просьбу, выполнимую в приемлемые для просителя сроки, важнейший признак профпригодности.
Тут уместно рассказать, как секция Галины Драгун выручила вашего покорного слугу в прошлом году. Родом я из Ташкентской области. В июле в предгорьях Тянь-Шаня жара не приведи господь. Столбик термометра за отметку «плюс 40», как на дежурство ходит. Но для Средней Азии характерен резко континентальный климат. В разгар зимы в долине Чирчика 15-градусные морозы совсем не редкость. И это большая проблема. Центральное отопление есть не везде. Печное – одна бутафория.
Словом, заказал мне школьный товарищ, узбек по национальности, валенки для дочери. Она у него в магазине торгует. И за день так намерзнется в холодном помещении, что домой без ног возвращается. Я пообещал привезти, а как стал искать в Новополоцке – нет войлочного товара. Нигде. Но в Доме торговли утешили: «Будут ваши валеночки, потерпите. Как поступят в продажу, мы вам сразу же сообщим!»
Спасибо Драгун и ее коллегам, привез я войлочные сапожки в среднеазиатскую Тмутаракань. Вручил счастливому приятелю. Глядь, на следующее утро он опять ко мне с просьбой: «Володя-ака, выручай. Еще одна пара нужна!»
Что вышло? Его теща, женщина в очень преклонных годах, решила примерить необычную для тех мест обувку. Натянула белорусские валеночки на свои ревматические ноги – и словно милость аллаха снизошла на достопочтенную буви. Бабушку, по-нашему. Такая нега появилась в ногах, такая теплота разлилась по всему телу, что нет сил отказаться от нежданно-негаданно обретенного счастья. «Мои будут!» – сказала, как отрезала. В добропорядочных узбекских семьях со старшими не спорят. Придется повторно везти мне в Ташкент эксклюзивный презент…
Возвращаясь в ОАО «Дом торговли», нужно отметить следующее. По одежке судят не только о человеке. Секция «Ткани» расположена на первом этаже. Именно ее работникам приходится решать задачу представительского шарма.
Помогла модернизация. После капитального обновления внутреннего убранства и всех инженерных систем мастерам прилавка легче доказывать, что «костюмчик сидит».
Но во все тяжкие радикальной смены имиджа не пускаются ради одного только желания почистить перышки. Эстетика тут прицепной вагон. А локомотивный мотив – экономика. Когда товарооборот находится в 21-м веке, а сам торговый объект остался в 20-м, отставшая от жизни матчасть тормозит движение вперед, радует конкурентов. Осознав стратегическую необходимость модернизации Дома торговли, его руководство должно было решить и тактический вопрос: в каком направлении вести поэтажные преобразования – сверху вниз или снизу вверх? Выбрали второй вариант. Среди аргументов «за» выделим лидерские задатки Галины Драгун и солидарные начала, на которых она всегда формировала подначальный ей коллектив.
Когда модернизация первого этажа завершилась и обновленная эстетика вкупе с прогрессивными приемами труда стали конвертироваться в цифры роста, все согласились: это победа! В 2014 году только за счет продуманной организации пространства в торговом зале и свободного доступа к товарам секция «Ткани» прибавила к прежнему обороту 15 процентов. Вся розница преодолела отметку в 16 миллиардов. Выручка от реализации на одного среднесписочного работника составила 896 миллионов рублей при прогнозном показателе по Обществу 580 миллионов.
Вот на каких достижениях стоит почетное звание «Человек года Витебщины». Лауреатство высекло на репутации Галины Драгун грань широкой известности. Что касается более узких ведомственных кругов, то Минторг еще в 2006 году оценил ее деловые качества нагрудным знаком «Выдатнік гандлю Рэспублікі Беларусь». Есть основание полагать, что это далеко не последние награды в послужном списке Галины Александровны. Уверенность опирается на квалификацию коллег, которые трудятся рядом с нею. Светлана Расторгуева, Татьяна Булыга, Лариса Кашкевич, Лариса Пилипенко, другие работники секции «Ткани» – профессионалы в лучшем смысле этого слова.