Сила — в команде профессионалов
Продолжаем рассказ о лауреатах премии «Человек года Витебщины – 2014». С героем очередной публикации – генеральным директором ОАО «Нафтан» Владимиром ТРЕТЬЯКОВЫМ – беседует наш корреспондент.
– Владимир Константинович, минувший год выбивается из привычного формата по многим причинам. Среди них обрушение цен на мировом рынке нефти. Оптимизация управленческих связей. Небывалый размах строительных работ. Поиск новых рынков, призванный минимизировать потери, связанные с конъюнктурой… Воевать на столько фронтов – дело архисложное. Однако «Нафтан» не просто справился, а попал в галерею лучших коллективов Витебщины. Только опосредованно, в лице своего руководителя.
– Вы правильно расставили акценты. Гендиректор, будь он семи пядей во лбу, в поле не воин. В конечном итоге все решает команда профессионалов. Тем более в нефтехимии с ее спецификой, непрерывными процессами, повышенной потребностью в слаженной работе и командном духе. Так что спасибо всем работникам Общества за достойный итог 2014 года.
Объем производства продукции в сопоставимых ценах составил 108 процентов. Для нашей отрасли это много. Мощности установок имеют предел по загрузке. Прибыль наращивается за счет диверсификации производства в пользу продуктов с высокой добавленной стоимостью. Это значит, что в оборот вовлекаются не только мировой опыт, достижения отраслевой науки, но и все слагаемые человеческого фактора.
Чистая прибыль составила 1,9 триллиона рублей. Сама по себе цифра неплохая. Но для предприятия, которое энергично обновляется, этих денег крайне недостаточно. Судите сами! Модернизация потребовала 3,3 триллиона рублей. Разумеется, в эту сумму вошли амортизационные отчисления, банковские кредиты и так далее. Но сегодня другого пути нет. Приходится брать на себя долговое бремя, стараясь сократить сроки реализации инвестпроектов там, где это возможно.
Цены на нефть упали вдвое. Они потянули за собой всю цепочку товарных и сырьевых нефтепродуктов. На конъюнктуре «Нафтан» потерял примерно 350 миллионов долларов. Причина объективная. Но ждать погоды у моря заведомо проигранное дело. Меняем логистику. Добавляем агрессии в маркетинг. Ищем новые рынки сбыта. Прежде всего это касается номенклатуры завода «Полимир». К примеру, полиэтилен мы впервые стали отправлять в Словению, акриловое волокно – в Эфиопию, Египет, Францию, нитрил акриловой кислоты – в Бельгию, Германию, Нидерланды.
Головное предприятие Общества тоже перекраивает карту экспорта. Самым показательным примером будут смазочные масла. В советские годы по их производству наш завод был вторым в стране. Гигантизм объемов уравновешивался налаженными связями, гарантированным сбытом, железным госзаказом. Теперь ситуация иная. Приходится самим искать покупателей. Они есть. Среди новых – Казахстан, Чехия, Румыния, Словакия.
Если говорить о предприятии в целом, то тренд меняется в пользу дальнего зарубежья. На него в 2014 году приходилось 8 из каждых 10 тонн экспортной продукции. В географии зарубежных поставок Общества 35 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки. Размах внешнеэкономической деятельности – результат целенаправленной работы коммерческой службы. Представители предприятия постоянно выезжают на международных выставки. Скажем, недавно мы зондировали почву в Пакистане. Большая страна. Богатые традиции в области ковроткачества, текстильного производства. На такой переговорной площадке логично искать покупателей на акриловые волокна. А в Объединенных Арабских Эмиратах, где тоже недавно побывали наши маркетологи, «Нафтан» предлагал потенциальным партнерам продукты нефтепереработки и органического синтеза.
– Вернем мысленный взор к родным пенатам. Сегодня головной завод Общества – одна большая стройка. Такова панорама. А если визуальное впечатление трансформировать в цифры и факты?
– В последние годы на площадках завода освоено около 1,2 миллиарда долларов. Вся инвестпрограмма оценивается почти в 2 миллиарда. Частенько ее сводят к основным – гвоздевым, как вы, журналисты, любите говорить – объектам. То есть к двум установкам первичной переработки – это АТ-8 и вакуумный блок АВТ-2 – и пяти установкам комплекса замедленного коксования.
Да, это технологические вершины. Но, оставаясь пиками ландшафта, они не дают полного представления о ширине строительного фронта. А ведь мы фактически строим второй завод. Это нечто большее, нежели простое наращивание числа установок. Весь новострой нужно вписать в действующую схему. Соединить коммуникациями с объектами общезаводского хозяйства. Сориентировать на прием сырья и обеспечить выход к резервуарным паркам.
Об этом в СМИ мало говорится, что не совсем правильно. В титульном внутрипостроечном списке «Нафтана» 34 хозяйственных объекта. Они жизненно необходимы для текущей деятельности предприятия. Скажу больше. В очереди еще 68 строек второго плана. Разбивка программы на пусковые комплексы – мера вынужденная. При нехватке средств и трудовых ресурсов приходится выстраивать иерархию потребностей. На стапеля ставятся те инвестпроекты, которые способны принципиально изменить экономику предприятия. Скажем, комплекс замедленного коксования вкупе с необходимой инфраструктурой и объектами-сателлитами позволит нам избавиться от 1,5 миллиона тонн топочного мазута в годовом разрезе. Это прорыв. И семимильный шаг в плане эффективности. Индустриально развитые страны давно исключили из своей номенклатуры товарную архаику. И мы наверстываем упущенное в прежние годы.
Успех дела в любом случае определяют люди. В 2014 году на стройках «Нафтана» трудилось около 40 подрядных организаций. Общее число строителей достигло отметки в 1500 человек. Чтобы достойно принять такое количество командированных, нам пришлось мобилизовать весь корпоративный жилфонд. Гостиницу, бизнес-центр, общежития, арендные квартиры. Но пик потребности в подрядчиках еще впереди. Начиная с апреля мы начинаем наращивать сводный отряд строителей до 2 тысяч. Приезжающие бригады будут направляться на установку по производству элементарной серы. Здесь важен момент упреждения. Рост объемов переработки, характер сырья в «трубе», увеличение доли продуктов стандарта Евро-5 – все это сопровождается дополнительным выходом сероводорода. Он требует коммерчески обоснованной утилизации. Процесс Клауса и есть та технология, которая делает природоохранную овчинку выгодной. В отличие от серной кислоты, реализация которой стала большой проблемой в последние годы. Сера предпочтительнее во всех смыслах. Ее легче складировать, хранить. На нее легче найти потребителя.
– Владимир Константинович, топ-менеджер не принадлежит себе. Он повенчан с многотысячным коллективом, которым управляет. Поведайте нам, как при вашей занятости можно восстанавливать силы и душевное равновесие?
– С работы я возвращаюсь не раньше восьми вечера. Часто – с бумагами, на которые не хватило времени на заводе. На выходные откладывается аналитика, планирование. Это в том случае, если командировка не позовет в дорогу.
У меня два тренажера. Любимый – тот, что позволяет воспроизводить движения человека, который занимается нордической ходьбой. Замечательное устройство! Полчаса работы в умеренном режиме – и словно десять лет с плеч долой. Ценность тренажера в комплексной нагрузке на организм.
При дефиците времени начинаешь больше ценить общение с книгой. Интересуюсь историей. Читаю краеведческую литературу. Родом я из тех мест, где когда-то процветало Туровское княжество. Оно ровесничало с Полоцким. Но Турову повезло меньше, чем Полоцку. Здесь седая старина на каждом шагу. Это фантастическое богатство в плане изучения национальных истоков, приобщения к духовным и культурным святыням, развития международного туризма.
Еще люблю органную музыку. Театр во всех его жанрах. Диалог с картиной вдумчивого художника. Тихую охоту, но с оговоркой, что грибы для меня никогда не были самоцелью. Тут главное – релакс, умиротворение, возможность сказать спасибо земле, которая стала колыбелью для нашего народа.
А еще я заряжаюсь энергией при общении с нафтановцами. Бываю на корпоративных мероприятиях, которых у нас очень много проводится. База позволяет. Дворец культуры. ДВС «Садко». Другие объекты социальной инфраструктуры. Вы посмотрите, какая у нас самодеятельность. Какой рабочий спорт. Какой диапазон увлечений, позволяющий труженикам «Нафтана» заявлять о себе во многих сферах досуга и отдыха. Думаю, это закономерно. Кто хорошо работает, тот и свободное время проводит с максимальной пользой для себя и своих близких.
Владимир ФАКЕЕВ
фото Николай АВСЕЕВ