Престижность профессии каждый определяет сам
Владимир Цыманович с легкостью ломает сложившиеся стереотипы. Во-первых, он учитель. Уже 16 лет Владимир Вячеславович преподает информатику в ГУО «Базовая школа №10 г.Новополоцка». Во-вторых, он по-настоящему любит свою профессию, не мыслит и дня без общения с детьми, а свободное время посвящает изучению информационных технологий и инновационных методов обучения. В-третьих, в свои 36 лет Владимир Цыманович – «Человек года Витебщины-2014».
И этот факт, к слову, перестает удивлять, когда знакомишься с профессиональным портфолио преподавателя. Многочисленные грамоты, дипломы, благодарности венчают победа в республиканском этапе конкурса «Учитель года» в прошлом году и, конечно, нынешнее почетное звание. Человек со своим взглядом на привычные вещи, отличным чувством юмора и математическим подходом к работе и жизни.
Владимир Вячеславович родился в Новополоцке, в семье рабочих: отец и мать трудились на «Полимире». Кто знает, быть может, преподавательские гены дедушки, который всю жизнь проработал учителем истории, был завучем Обольской школы, передались Владимиру Цымановичу по наследству. Или отец с техническим складом ума, вечерами корпевший с сыном над учебниками по математике, воспитал у него уважение к точным наукам. А, возможно, личность учителя школы №8 г.Новополоцка Валентина Андреевича Колосова, который привил ученикам любовь к математике, развил их умение логически мыслить, научил смотреть на вещи другими глазами, сыграла определяющую роль в выборе Владимиром будущей профессии. В общем после школы юноша поступил на математический факультет Витебского государственного университета имени П.М.Машерова, в конце четвертого курса начал подрабатывать учителем информатики в десятой школе Новополоцка. Жил на два города, успевал еще участвовать в студенческих спортивных и творческих мероприятиях. В 2000 году Владимир Вячеславович получил долгожданный диплом и распределение на первое место работы – в новополоцкую базовую школу.
Сегодня рабочие будни Владимира Цымановича расписаны буквально по минутам. В списке дел – проведение уроков информатики в разных классах, а также тренировок, как называет занятия по подготовке к олимпиадам сам преподаватель, со способными учениками. Слава о воспитанниках Цымановича, которые ежегодно становятся победителями олимпиад различного уровня, разлетелась, пожалуй, по всей стране. Когда на базе школы №10 появилась IT-академия «Ритм», созданная по совместному проекту с Парком высоких технологий, он начал обучать детей и взрослых новополочан компьютерной грамоте. Также учитель информатики занимается сертификацией педагогических кадров.
– Информатика – одна из наиболее динамично развивающихся дисциплин, – отмечает Владимир Цыманович. – И чтобы быть интересным преподавателем, нужно постоянно самосовершенствоваться. Если учитель позволит себе стоять на месте, он никогда не добьется высоких результатов. Конечно, без чувства юмора, быстроты реакции, высокого интеллекта сложно стать тем преподавателем, личность и предмет которого по-настоящему захватят учеников.
Вопрос с рутинными «бумажными» обязанностями в школе, о которых сегодня часто упоминается в контексте перегруженности учителей, Владимир Вячеславович решил при помощи информационных технологий: подсчет среднего балла, ведение мониторинга успеваемости, бухгалтерии по питанию и многое другое «переложил на плечи» компьютера. На высказывание о невысокой зарплате учителей Владимир Цыманович реагирует с улыбкой и отвечает: «В школе можно хорошо зарабатывать. Труд учителей, отлично владеющих своей дисциплиной, умеющих вовремя и грамотно применить знания в работе, найти способы проявить себя, оплачивается неплохо».
Свободное время Владимир Цыманович посвящает семье: любимой жене, учителю английского языка в школе №10, и полугодовалой дочери Софии. Раньше увлекался спортом, в частности, 4 года занимался карате. И, конечно, строит планы на будущее – получить категорию учителя-методиста, дальше профессионально развиваться и совершенствоваться.
– Заблуждение считать, что мужчины не идут в учителя из-за низких зарплат или отсутствия престижности профессии, – говорит Владимир Вячеславович. – Работать в школе достаточно сложно. Ты должен найти общий язык с ребенком, и здесь нельзя использовать повышенный тон, применять физическую силу, угрозы, немаловажным также является постоянной контакт с большим коллективом педагогов и учеников, умение контролировать свои эмоции. Не каждый мужчина возьмется за этот нелегкий труд. А престижность профессии каждый определяет сам.
Анна Ободова