Сделка со следствием
Наверное, каждый из нас хоть раз смотрел запутанный детектив, в котором подозреваемому предлагают заключить сделку со следствием, раскрыть цепочку «исполнитель–организатор–заказчик» и уверенно рассчитывать на снисхождение суда.
Сделка со следствием – широко распространенная практика в законодательстве многих зарубежных стран. Только в США благодаря этой форме сотрудничества подозреваемого и правосудия раскрываются до 90% особо тяжких преступлений. В Российской Федерации сделка со следствием или, говоря точным языком права – досудебное соглашение о сотрудничестве, применяется с 2009 года и играет важную роль в раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, разоблачении членов организованной преступности.
Ранее уголовное законодательство Беларуси не знало никаких сделок между правосудием и подозреваемым. Более того, если бы кто-то сказал, что собирается договариваться, это был бы уже намек на коррупционную составляющую. Однако в настоящее время Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 №241-3 внесены дополнения и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК), которые предусматривают заключение досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым).
Согласно статье 6 УПК Республики Беларусь досудебное соглашение о сотрудничестве – это соглашение, заключаемое в письменном виде между подозреваемым (обвиняемым) и прокурором, в котором определяются обязательства подозреваемого (обвиняемого) по оказанию содействия предварительному следствию и условия наступления ответственности подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им указанных обязательств.
Чтобы сделка состоялась, подозреваемый (обвиняемый) должен заявить о признании своей вины в совершении преступления, указать действия, которые он обязуется совершить в целях оказания содействия предварительному следствию в расследовании преступления, изобличении других соучастников преступления, розыске имущества, приобретенного преступным путем, а также совершить действия по возмещению имущественного ущерба, уплате дохода, полученного преступным путем, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением. Подозреваемый (обвиняемый) также дополнительно может взять на себя обязательство сообщить известные ему сведения о других преступлениях и лицах, их совершивших.
В свою очередь, со стороны правосудия обвиняемый получает гарантию, что приговор будет смягчен, а срок наказания сокращен вдвое. Если статья Уголовного кодекса предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение, то эти виды наказания будут заменены лишением свободы в пределах санкции соответствующей статьи. Притом досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено, если содействие подозреваемого (обвиняемого) заключается в сообщении сведений лишь о своем участии в преступной деятельности.
В целом следует констатировать: все это – небольшая плата за возможность раскрыть сложное преступление, привлечь к ответственности всех без исключения, компенсировать потерпевшему ущерб.
Инициатива заключения подобного соглашения должна исходить от подозреваемого (обвиняемого). Со стороны правосудия допустимость заключения соглашения будет рассматриваться прокурором или его заместителем, осуществляющим надзор за исполнением законов в ходе предварительного следствия по уголовному делу. Повышенное внимание будет к каждому слову. Если человек, заключивший досудебное соглашение, солгал, он будет отбывать наказание по всей строгости закона без каких-либо изъятий.
Предсказывая обывательское понимание нововведений, отметим, что это не признание некоторого бессилия правоохранительных органов, а возможность еще более результативней бороться с преступностью; это не возможность избежать справедливого наказания, а действенный механизм обеспечить неотвратимость наказания, при отсутствии которой строгость теряет смысл.
Виктория Соловьёва,
помощник прокурора г.Новополоцка