Цунами на улицах Осаки
Заголовок – метафора. На самом деле речь идет о людском потоке. На старт международного марафона в одном из крупнейших мегаполисов Японии вышло более 30 тысяч человек. Была среди них и наша Марина Доманцевич.
Кто не в теме, вправе спросить: почему, собственно, Осака? Начнем с того, что это древнейший город Страны восходящего солнца. Декорациями любых праздников здесь служат синтоистские и буддийские храмы, которые уводят воображение гостей вглубь веков. Увидеть такую экзотику мечтают миллионы туристов. В планах новополочанки доминировал, однако, соревновательный мотив. В 2014 году Доманцевич выиграла марафон в Осаке. Естественно, что японскую птицу счастья хотелось взять в руки и во второй раз. Тем более, что чемпионство годичной давности получилось с горчинкой. Рекорд трассы – 2:32:48 – устоял. В заочном споре с румынкой Лидией Симон наша землячка уступила около минуты.
Теперь по тестовым прикидкам она была готова на 2:28. График бега планировался Василием Зайцевым, ее личным тренером, с учетом двух моментов. Физической формы спортсменки и олимпийского норматива БФЛА. Но мы предполагаем, а дистанция в 42 километра 195 метров располагает. Все рекорды марафона – тонкая и очень сложная рецептура. В ингредиентах общая тренированность, самочувствие по факту, тактика, климатические условия, характеристики трассы, соперники, готовые поддержать рекордный темп бега и много чего еще.
Марина-таки побила рекорд трассы. Показала на финише 2:32:28. Но сделала она это вопреки обстоятельствам. Когда термометр показывает плюс 20–25 по Цельсию, бежать непросто. Температурный оптимум для марафона – градусов 15. Не повезло и с попутчиками. Японки, занявшие второе и третье места, отстали от новополочанки соответственно на 5 и на 6 минут. Командной работы с ними не получилось. Хуже того, даже большинство бегущих мужчин старались «сесть на колесо». Прятались за спиной Доманцевич, которая тянула их локомотивом. И, наконец, главным препятствием на пути к олимпийскому нормативу в белорусской версии оказались мосты.
За многочисленность каналов Осаку называют «японской Венецией». Но всякий канал – это естественная аэродинамическая труба. Когда ветер валит тебя на мосту сбоку или завихряется встречно, поневоле приходится сгибаться, ломать себя в пояснице, чтобы уменьшить парусность тела. Это уже не бег, а борьба. О рекордном времени в схватках со встречным ветром марафонцы не думают…
Так что вопрос о пропуске на Олимпиаду 2016 года остается открытым. Весной Доманцевич постарается выполнить норматив в Польше, где ее любят и принимают как родную. Скорее всего, это будет Варшавский марафон.
Мы, в свою очередь, воспользуемся осенью, чтобы пересчитать цыплят сводной статистики. За 6 лет Марина Доманцевич 17 раз выходила на старты международных марафонов. Вторая подряд победа в Осаке стала девятой в ряду соревновательных триумфов. Кроме того, она дважды поднималась на вторую ступень пьедестала, столько же – на третью. Новополоцкая королева длинного бега 5 раз переписывала на себя именные рекорды трасс, на которых выступала. Помимо японской Осаки, такие восхождения на трон имели место в польских городах Пила, Лодзь, Познань, латвийской Риге. В ее послужном списке порядка 25 полумарафонов, множество стайерских «пятерок» и «десяток».
Великая труженица беговой дорожки мечтает попасть на Игры в Рио-де-Жанейро. В недельном тренировочном меню мастера спорта международного класса 180‑200 километров. Меньших нагрузок у марафонцев ее уровня не бывает. В солидарном желании поддержать целеустремленную спортсменку Новополоцк скандирует: удачи тебе, Марина!
Владимир ФАКЕЕВ