О порядке приема наличной выручки (по материалам налоговых проверок)
В текущем году, как и ранее одной из важнейших задач для городской налоговой инспекции является продолжение контрольной работы за соблюдением порядка приема выручки субъектами предпринимательской деятельности. На первом месте в «группе риска», как показывает практика проверок — индивидуальные предприниматели.
В первую очередь оперативный контроль осуществляется на основании визуального наблюдения за работой торговых (обслуживающих) объектов
Кроме того, налоговые инспектора являются такими же покупателями, как и любой гражданин нашей страны, лишь только с той разницей, что более ответственно и настойчиво относятся к истребованию кассовых чеков и иных документов, подтверждающих факт приема наличных денежных средств.
В трудно контролируемых сферах деятельности, где, как правило, расчет за оказываемые услуги осуществляется на дому у потребителей услуг, проверки организуются на основании поступающей в отдел оперативных контрольных мероприятий информации, включая жалобы покупателей и потребителей.
Так, в связи с некачественно выполненными ремонтно-строительными работами одному из жителей г.Полоцка, организована проверка индивидуального предпринимателя «З».
Как установлено в ходе проверки, предприниматель оформил договор оказания услуг, по которому принял аванс и произвел окончательный расчет. Стоимость ремонта составила 18 миллионов рублей. Выписать же потребителю квитанцию, являющуюся бланком строгой отчетности и внесенную в электронный банк данных документов он забыл, вероятно, решив «упростить» учет получаемой выручки.
Как следствие, в налоговой инспекции в отношении нарушителя вынесено постановление о его привлечении к административной ответственности с суммой штрафа 5,9 миллионов рублей, хотя выписка квитанции и отражение в учете предпринимателя полученной выручки никак бы не повлияло на сумму уплачиваемого им ежемесячно единого налога, а суммы штрафа хватило бы на уплату единого налога практически за шесть месяцев текущего года.
Кстати, проблемы возникли и у потребителя услуги по защите своих законных прав и интересов в связи с некачественно выполненными работами.
Всего в текущем году было привлечено за нарушение порядка приема наличных денежных средств, отсутствие кассового оборудования и платежных терминалов 13 физических и юридических лиц. Общая сумма наложенных на нарушителей штрафов составила 18,3 млн.руб.
Причем, руководитель инспекции или его заместитель, вынося постановление о наложении административного взыскания не в минимальном размере, а в размере, как правило, превышающим 10 базовых величин, безусловно прав, ведь сложившийся порядок приема денежных средств не нов и сформирован на протяжении доброго десятка лет.
Потенциальным нарушителям, скрывающим выручку по указанию руководителей предприятий либо индивидуальным предпринимателям следует знать, что действующим законодательством предусмотрена не только административная ответственность.
Наряду с административной ответственностью, подпунктом 3.2 пункта 3 и пунктом 4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования к Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена не только в случае осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, но и при иных неоднократных или грубых нарушениях законодательных актов.
Заместитель начальника управления –
начальник отдела оперативных контрольных мероприятий
инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
по г.Новополоцку Цымбалюк Д.Н.