Самостоятельная ликвидация не освобождает от погашения задолженности перед бюджетом государства
Деятельность налоговых органов направлена на выполнение таких задач, как контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, а также обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет.
Напомним, что согласно части 2 пункта 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – «Положение»), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 21.02.2014) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», при наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления налоговыми органами документов, подтверждающих погашение такой задолженности.
В силу части 5 пункта 6 указанного Положения при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.
В случае если стоимость имущества субъекта хозяйствования недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в суд заявление о банкротстве в течение одного месяца со дня выявления этих обстоятельств.
Если соответствующее заявление не подано, то его вправе подать кредитор в силу части 4 статьи 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон»), в том числе и налоговый орган.
Кроме того, если в ходе ликвидационного производства устанавливается невозможность рассчитаться субъекту хозяйствования с кредиторами, то управляющий по делу о банкротстве при наличии оснований подает в суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя субъекта хозяйствования — юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) субъекта хозяйствования лиц, что является его обязанностью, а не правом.
Также, кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить в суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона.
По состоянию на 01.04.2016 инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Новополоцку осуществляются функции взыскания задолженности с 15 субсидиарных должников (физических лиц) на сумму более 1,5 млрд. белорусских рублей.
Следовательно, субъекту хозяйствования не удастся ликвидироваться без погашения задолженность перед бюджетом, что не теряет своей актуальности и в настоящее время.
А.Л. Гуков
Начальник юридического отдела инспекции МНС Республики Беларусьпо г. Новополоцку