Проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы
Основные положения проекта программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы были опубликованы 17 июня. Среди основных целей пятилетки: прирост ВВП Беларуси в 2020 году к 2015 году — 12-15%, рост реальных денежных доходов граждан — 9,5%-11,6%, снижение ставок по кредитам до 9%-11%. Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах: инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь. Главная цель развития страны на 2016-2020 годы — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Документ будет рассматриваться на Всебелорусском народном собрании 22-23 июня.
Цели пятилетки: ВВП Беларуси плюс 12-15%, возможность построить жилье у каждой семьи, рост продолжительности жизни до 75,3 года
В 2020 году прирост ВВП Беларуси к 2015 году составит 12-15%, у каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру, а продолжительность жизни увеличится до 75,3 года. Это предусмотрено проектом программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, которая будет обсуждаться на пятом Всебелорусском народном собрании.
Среди целей пятилетки также рост реальных денежных доходов граждан — 9,5%-11,6%, снижение ставок по кредитам до 9%-11%.
Доля субъектов малого и среднего бизнеса в Беларуси к 2020 году достигнет 40%
Программой предусмотрено раскрепощение деловой инициативы. «Беларусь — страна равных возможностей. Роль государства будет заключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе. Любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний сможет начать свое дело в Беларуси или найти работу по душе», — написано в документе.
Государство обеспечит защиту и неприкосновенность прав частной собственности, снимет ограничительные барьеры, либерализирует контрольную деятельность.
Для этого предусматривается расширение форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение эффективности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; введение административной (а при повторном совершении — уголовной) ответственности за вмешательство должностных лиц правоохранительных (контролирующих, надзорных) органов в законную деятельность субъектов хозяйствования; существенное снижение финансовых санкций за незначительные нарушения; радикальное упрощение и сокращение числа видов и форм отчетности; внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности; сокращение количества лицензируемых видов деятельности; введение института налоговых консультантов в целях качественного предоставления соответствующих услуг.
Также в программе заложено принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела. Так, вновь создаваемые на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятия будут освобождены в течение двух лет от налога на прибыль и налога на недвижимость. Государство в рамках соответствующей программы поддержит расширение инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионах республики (технопарки, венчурные организации, центры поддержки, инкубаторы малого предпринимательства).
Кроме того, предусматривается сформировать пакет базовых услуг, которые будут предоставляться бизнесу на безвозмездной основе; обеспечить осуществление административных процедур в электронном виде, начиная от подачи заявок и заканчивая получением результатов в виде электронного документа. Планируется упростить передачу неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности государства, для создания производственного бизнеса и рабочих мест.
Инструменты экономического регулирования будут направлены на поддержание добросовестной конкуренции и противодействие монополизму.
Прямое регулирование цен и тарифов будет сохранено только на услуги, оказываемые предприятиями, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках, и естественными монополиями, а также на отдельные группы товаров (в частности, топливо, электро- и теплоэнергию). Для эффективного обеспечения равных конкурентных условий хозяйствования на базе Министерства торговли создается антимонопольный орган.
Реализация намеченных мер позволит сформировать полноценную конкурентную среду, установить единые правила ведения бизнеса. Результатом решения поставленных задач станет рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости с 28,7% в 2014 году до 40% в 2020-м.
Инфляция в Беларуси снизится до 5% к концу 2020 года — проект программы
Для экономики это означает макростабильность, для предприятий — доступные кредиты, для каждого гражданина — прекращение роста цен. Согласно проекту программы, ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок в экономике. По итогам 2017 года их уровень по новым кредитам в национальной валюте прогнозируется в размере 17-18%. К концу 2018 года он должен составить 14-15% годовых, 2019 года -11-12% годовых, 2020-го — 9-11% годовых. Развитие конкуренции в банковском секторе и внедрение современных технологий приведет к снижению стоимости и росту доступности банковских услуг.
Курсовая политика останется гибкой, подчеркивается в проекте программы. Золотовалютные резервы существенно увеличатся и будут поддерживаться на безопасном уровне.
Одна из целей на текущую пятилетку состоит в создании полноценного финансового рынка как обязательного условия устойчивого экономического роста. Ключевые задачи в этой сфере заключаются в обеспечении гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, привлечении инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.
Развитие финансового рынка даст населению привлекательные сферы вложения денег.
Планируется обеспечить свободную куплю–продажу акций отечественных и иностранных организаций всех форм собственности. Будет либерализирована валютная система. Предполагается, что сроки возврата валютной выручки в страну будут устанавливаться в контрактах, будут отменены обязательная продажа и целевая покупка иностранной валюты, ограничения на открытие счетов в иностранных банках.
Для реального сектора экономики финансовый рынок предоставит новые, более доступные источники финансирования: корпоративные облигации, проектное финансирование, размещение акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок. Как отмечается в проекте программы, обеспечение макроэкономической стабильности вместе с мерами по улучшению инвестиционного климата создадут основу для улучшения суверенного кредитного рейтинга страны, белорусских банков и предприятий. Это позволит существенно облегчить доступ предприятий к финансовым ресурсам для инвестиционного развития.
Продолжится совершенствование деятельности Банка развития Беларуси как государственного института поддержки приоритетных направлений развития экономики. Основной акцент будет сделан на кредитовании экспорта, финансировании инвестиционных проектов, в том числе государственно-частного партнерства. Возрастет доступность финансовых услуг для населения и предприятий через ускоренное развитие современных информационных технологий. Все получат возможность осуществлять широкий спектр банковских операций дистанционно, не приходя в банк. Ожидается, что это приведет к сокращению операционных издержек банков и, соответственно, снижению стоимости банковских услуг для пользователей.
Более 80 крупных инвестпроектов на $27 млрд планируется реализовать в Беларуси в 2016-2020 годах
В числе проектов — строительство атомной электростанции; организация производства легковых автомобилей СЗАО «БЕЛДЖИ», создание Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», разработка месторождений калийных удобрений со строительством горно-обогатительных комплексов на Петриковском и Старобинском месторождениях, строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» и завода по производству металлического листа и белой жести ОАО «ММПЗ-групп», проектирование и строительство экспериментального многофункционального комплекса «Минск-Мир».
Одна из важнейших задач пятилетки — повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Согласно документу, инвестиционная политика будет базироваться на рыночных принципах предоставления инвестиционных ресурсов, эффективности их использования, улучшении делового климата. В новой пятилетке приоритеты инвестиционной политики смещаются в реальный сектор, а точнее — в проекты с высокой окупаемостью. Это предполагает прежде всего обновление активной части основных средств, приобретение передовых технологий, информационных систем, робототехники.
Основными направлениями использования инвестиций станут создание высокоэффективных и экспортоориентированных производств, новых рабочих мест в сфере услуг; реализация приоритетных программ в социальной сфере; строительство объектов инженерной инфраструктуры.
Предоставление государственной поддержки и льготных кредитных ресурсов на выполнение инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках государственных программ с учетом их направленности на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Инвестиции, не имеющие прямого экономического эффекта и окупаемости, но направленные на обеспечение национальной безопасности и решение стратегически важных для страны социальных вопросов, будут осуществляться в пределах бюджетных возможностей. Инвестиционные потоки с государственной поддержкой по ключевым направлениям сосредоточены в 20 государственных программах.
«Приоритетным источником модернизации экономики в текущей пятилетке являются прямые иностранные инвестиции», — говорится в документе.
Задачам их активного привлечения и эффективного использования будут подчинены все инструменты экономической политики. Предусматриваются безусловное обеспечение права инвестора на распоряжение полученной прибылью и дивидендами, свободное движение капитала, совершенствование системы гарантий для международных инвесторов на основе лучшей мировой практики.
Планируются углубление производственной кооперации и промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, включение белорусских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Статус Национального агентства инвестиций и приватизации будет повышен, а его полномочия расширены. Ключевым показателем эффективности работы министров и губернаторов станет объем привлечения прямых иностранных инвестиций.
Притоку дополнительных финансовых средств в экономику будет способствовать дальнейшее развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями. Реализация инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, эффективное распределение рисков и ответственности между бизнесом и государством позволят реализовать долгосрочные инфраструктурные проекты. Доля инвестиций в основной капитал будет поддерживаться на уровне экономической безопасности — не менее 25% к ВВП.
Эффективный компактный госаппарат будет создан в Беларуси к 2020 году
«Самое современное производство даст желаемую отдачу лишь при эффективном управлении. Поэтому в текущей пятилетке наряду с дальнейшей комплексной модернизацией базовых отраслей и ускоренным формированием новых высокотехнологичных секторов предусматривается обновление системы управления экономикой», — говорится в проекте программы.
В этих целях предусматривается разграничение функций государства как регулятора и собственника; сокращение излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов; расширение полномочий и сфер ответственности органов местного управления и самоуправления; укрепление позиций Национального собрания на международной арене; формирование компактного правительства. Запланирован перевод к 2020 году всех административных процедур в электронный формат; повышение престижа государственной службы; организация системы стажировок государственных служащих в ведущих мировых образовательных центрах. В результате последовательной реализации намеченных мер будет создан эффективный компактный государственный аппарат.
«Главная цель — повысить эффективность управления: дать руководителям всех уровней свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние дел на вверенном участке работы, внедрении действенных мотивационных механизмов», — написано в документе.
Оценка эффективности работы кадров по выполнению программы будет осуществляться исходя из важнейших критериев, предусмотренных в указе №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь».
Долю расходов на инновационное развитие в Беларуси планируется увеличить
Бюджетно-налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально–экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы. Будут обеспечены бездефицитный бюджет, переход к трехлетнему бюджетному планированию, оптимизация механизмов распределения доходов бюджетов, широкое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. Предусматривается также оказание государственной поддержки на основе равного доступа, конкуренции и соответствия рыночным требованиям, постепенное сокращение государственного долга.
В целях обеспечения устойчивого регионального развития нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин), формирующих основной объем доходов бюджетов районов и городов областного подчинения, будут сохранены на срок не менее трех лет. Это повысит самостоятельность местной власти в проведении политики регионального развития, появятся дополнительные стимулы для поддержки бизнеса и создания новых рабочих мест. Мероприятия в области налоговой политики будут направлены на поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, стимулирующего экономический рост.
В проекте программы предусмотрены также меры по финансовому оздоровлению реального сектора экономики.
Предусматривается дифференцированный подход к восстановлению платежеспособности организаций реального сектора экономики. Финансовое оздоровление предприятий станет основой для повышения дисциплины взаиморасчетов, снижения уровня кредиторской и дебиторской задолженности, подчеркивается в проекте программы.
Дефицит собственных оборотных средств предприятий будет ликвидирован путем ускорения их оборачиваемости через недопущение роста складских запасов и дебиторской задолженности, последовательного снижения ставок по кредитам, что уменьшит отток оборотных средств. Предлагается также точечная реструктуризация текущих обязательств, в том числе с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций правительства. Ликвидировать дефицит оборотных средств планируется также путем привлечения инвесторов, снижения всех видов затрат в соответствии с требованием Президента. Вопросы оказания господдержки без выполнения этого требования рассматриваться не будут.
Одновременно предусматривается управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование высвобождающихся трудовых ресурсов. При этом будут обеспечены социальная защита работников, активное участие профсоюзных организаций в решении задач создания новых и оптимизации действующих рабочих мест.
Удельный вес высокотехнологичных видов деятельности в промпроизводстве Беларуси в 2020 году увеличится до 4-6%
Проектом программы предполагается ускоренное формирование высокотехнологичного сектора. Ставка будет сделана на индустрию информационно-коммуникационных технологий; атомную и возобновляемую энергетику; био- и нанотехнологии; фармацевтическую промышленность; приборостроение и электронную промышленность. Вблизи Белорусской АЭС будет создан кластер электроемких инновационных производств, осуществлен переход на электрообогрев помещений в жилищном строительстве.
Предполагается освоить новые технологии: углубленной переработки молочного и мясного сырья с использованием методов биохимической модификации; производства инновационных биоудобрений; выпуска новых лекарственных средств (противоопухолевого, антиаритмического и антимикробного лечебного действия).
Будет сформирован инновационно-промышленный комплекс в сфере разработки и производства сложной медицинской техники, систем обеспечения безопасности, оборудования неразрушающего контроля и аналитического приборостроения. В микроэлектронике будет освоено производство матриц для систем обработки информации космических летательных аппаратов, полупроводниковых приборов мощной силовой и высоковольтной электроники, высокочастотных микросхем и микросистем.
Ускоренное развитие получат фотоника (оптика, лазерная и тепловизионная техника, прочая техника двойного назначения), а также производство электрического транспорта и автокомпонентов к нему. Будет освоено производство новых конструкционных материалов для медицины, машиностроения и строительства. Планируется организация серийного производства беспилотных авиационных комплексов. Будет создана сеть национальных исследовательских лабораторий (центров) и инновационно-промышленных объединений, ориентированных на реализацию полного инновационного цикла.
Централизация средств инновационных фондов позволит сконцентрировать ресурсы для целевого финансирования проектов и мероприятий Государственной программы инновационного развития.
Одной из основных задач в проекте программы обозначено комплексное развитие национальной инновационной системы. Предполагается, что интенсивному инновационному развитию национальной экономики будет способствовать проведение стимулирующей бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики. Повысится роль отраслевой и фундаментальной науки, будет обеспечена ее интеграция с производством.
Национальная академия наук Беларуси должна стать инновационно-производственной корпорацией для формирования высокотехнологичного сектора на собственной исследовательской и технологической базе. Особая роль ей принадлежит в интенсивном развитии космической деятельности, нано- и биоиндустрии, робототехники.
Развитие рынка научно–технической продукции будет обеспечено за счет упрощения условий коммерциализации результатов научно-технической деятельности, принадлежащих государству, гарантированного обеспечения охраны, защиты и управления объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках.
Инновационная инфраструктура укрепится индустриальными площадками для создания высокотехнологичных производств. Стимулирование инновационного предпринимательства планируется осуществить за счет расширения грантовой формы финансирования научных и инновационных проектов. Уровень наукоемкости ВВП за счет всех источников финансирования превысит 1%.
Снижение затрат предлагается сделать обязательным критерием при защите бизнес-планов в Беларуси
Особое внимание будет уделено совершенствованию систем управления качеством, унификации технических нормативных актов с требованиями наиболее перспективных международных стандартов. Планируется усиление контроля за качеством выполнения отраслевых технологических регламентов.
Государственная поддержка субъектам хозяйствования в текущем пятилетии будет оказываться лишь при условии существенного сокращения материало- и энергоемкости продукции. В проекте программы подчеркивается, что это будет одним из ключевых показателей эффективности хозяйствования и критерием стимулирующих выплат работникам.
Снижение затрат на производство и реализацию продукции является ключевым резервом повышения финансовой устойчивости и прибыльности работы организаций. Проект программы предлагает основные направления действий в этой сфере. В их числе сокращение условно-постоянных и непроизводственных расходов, технологическое переоснащение промышленных производств, установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов за счет сокращения отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных ресурсов. Предлагается также внедрение современных систем управления ресурсами, оптимальных схем и источников энергоснабжения промышленных объектов, режимов их работы.
Минимум 80% домохозяйств Беларуси к 2020 году будут иметь доступ к интернету
В проекте программы написано, что в текущей пятилетке в сфере информатизации предстоит решить двенадцать ключевых задач.
Первая — создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций в Восточной Европе. В частности, будет реализована программа «Оптоволокно в каждый дом», расширен проект создания сотовой связи четвертого поколения на территорию всей страны. По мере разработки новейшего стандарта связи пятого поколения будут запущены соответствующие пилотные зоны на территории Беларуси. Уровень проникновения интернета к 2020 году составит минимум 80% домохозяйств.
Вторая — создание полноценного электронного правительства. Ориентироваться по качеству и полноте электронных услуг планируется на Республику Корея, которая является мировым лидером в данной области. К 2020 году все базовые административные услуги должны оказываться в электронном виде. Все жители будут иметь возможность использовать электронную подпись. Получить любые документы, справки можно будет быстро, легко и удобно, все административные процедуры станут прозрачными.
Третья задача предусматривает, что стандартом для новых домов и квартир станет система «Умный дом». Во всем вновь вводимом жилье граждане будут иметь возможность использовать эту систему.
Четвертая предполагает максимальное внедрение во все отрасли экономики технологий сбора и обработки больших массивов данных, прежде всего в медицине, торговле и сельском хозяйстве.
Пятая — изучение возможностей использования новейших технологий передачи и хранения информации в банковской сфере, государственном управлении, нотариате и других.
Шестая — снятие всех административных барьеров, мешающих развитию электронной торговли, а также использованию ведущих мировых и региональных платежных систем.
Седьмая задача предполагает оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным интернетом, а также широкое использование электронных средств обучения (электронные дневник, журнал, учебник и другие).
Восьмая задача касается транспортной сферы, в которой планируется создание автоматизированных систем мониторинга и управления состоянием транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных комплексов регулирования дорожного движения, систем учета топливных ресурсов.
Девятая — промышленности. Запланировано внедрение автономных производственных комплексов, систем управления на основе концепции «Интернет вещей», технологий трехмерной печати, полная цифровая интеграция инженерно-конструкторских работ по всей цепочке создания стоимости.
Для решения десятой задачи предполагается в сельском хозяйстве — переход к точному земледелию, основанному на широком использовании данных спутниковых систем связи и навигации, автоматизированных систем сбора информации и управления процессами.
Одиннадцатая задача — в жилищно-коммунальном хозяйстве, где планируется повсеместное внедрение систем автоматического учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов, контроля за техническим состоянием объектов инфраструктуры, полнотой и правильностью начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Двенадцатая задача предполагает создание в Беларуси правовой, образовательной и инвестиционной среды (включая вопросы налогообложения, защиты интеллектуальной собственности и инвестиций, движения капитала), максимально благоприятной для развития цифровых технологий, новых технологических проектов, бизнеса в сфере информационных технологий и прочего.
Средства граждан на приобретение и строительство жилья в Беларуси освободят от декларирования и налоговых претензий
В проекте программы обозначено, что основными задачами развития строительного комплекса являются повышение качества строительства и снижение сметной стоимости строительства, рост экспорта строительных услуг. Будут созданы все необходимые условия для активизации жилищного строительства граждан и юридических лиц.
В целях улучшения жилищных условий населения, обеспечения доступности возводимого жилья предусматривается дальнейшее развитие рынка арендного жилья в увязке с финансовыми ресурсами, в том числе за счет средств организаций и частных инвесторов.
Важным направлением развития жилищного строительства станет поддержка индивидуального строительства, малоэтажного домостроения, в том числе деревянного. В целях развития индивидуального жилищного строительства будут внедряться прогрессивные технологии, прежде всего модульные конструкции, обеспечивающие высокие темпы и низкую стоимость строительства.
Большое внимание будет уделено строительству многоквартирного доступного и комфортного жилья типовых потребительских качеств с выходом на 100-процентное энергоэффективное исполнение в 2020 году.
Предусматривается выделение в достаточном количестве земельных участков под индивидуальную застройку и их обеспечение в полном объеме инженерной инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение), включая расположенные в сельской местности.
Кроме того, предполагается активная застройка в городах-спутниках, определенных решениями Президента. Модель их развития будет комплексной — создание социальной и производственной инфраструктуры, рабочих мест. Для этого будут внедрены особые финансовые механизмы для строительства инфраструктуры за счет местных бюджетов и привлечения частного капитала.
Акцент будет сделан на внедрение прогрессивных схем: жилищных строительных сбережений, современной системы доступного ипотечного кредитования, лизинга жилых помещений. Будет продолжена работа по сдерживанию роста стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, в том числе строящегося с государственной поддержкой, за счет строительства жилья по проектам экономичных жилых домов типовых потребительских качеств и снижения затрат на строительство на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла.
Одним из ключевых показателей эффективности работы строительного комплекса будет соответствие стоимости квадратного метра жилья средней заработной плате по стране.
Предусматриваются снижение сметной стоимости строительства за счет оптимизации затрат по полному циклу строительных работ (от проектирования до ввода в эксплуатацию объекта) и сокращения их продолжительности; внедрение системы управления качеством строительных проектов; улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик возводимых зданий и сооружений с постепенным их приближением к передовым международным стандартам; расширение объемов строительства объектов «под ключ» и внедрение современных технологий для возведения энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений; активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны.
Планируется обеспечить более широкое применение отечественных строительных материалов с высокими техническими характеристиками. Доля использования отечественных сырья и материалов в строительстве увеличится до 85% в 2020 году.
В результате принятых мер предусматривается доведение доли индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья до 40%, доли жилья в малых городах — не менее чем до 10% от объема ежегодного ввода в эксплуатацию общей площади жилья.
За пятилетие планируется строительство 18 млн. кв.м жилых помещений, в том числе 1,55 млн кв.м для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку. Реализация намеченных мер позволит повысить обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя с 26,5 кв.м в 2015 году до 27,3 кв.м в 2020 году.
Реальные денежные доходы населения за пять лет возрастут на 9,5-11,6% — проект программы
Меры в области оплаты труда будут направлены на последовательное повышение ее реального уровня, снижение разрыва между оплатой труда работников бюджетных организаций и средней заработной платой в экономике. В реальном секторе экономики расширится применение гибких систем оплаты труда. Рост реальной заработной платы будет увязан с ростом производительности труда.
Соотношение заработной платы бюджетников и средней заработной платы в экономике планируется обеспечить в 2020 году на уровне не ниже 80%. Это предусматривается обеспечить посредством оптимизации функций и численности занятых в бюджетной сфере. Размер минимальной величины, используемой при исчислении ставок (окладов, должностных окладов) бюджетников будет поэтапно приближаться к бюджету прожиточного минимума, в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету.
Повышение социальной защищенности работников планируется обеспечить за счет установления ежегодного размера минимальной заработной платы на уровне минимального потребительского бюджета в среднем на одного члена семьи из четырех человек.
Средняя пенсия по возрасту планируется на уровне 40% среднемесячной зарплаты — проект программы
В проекте программы обозначены главные задачи пенсионной системы, которые предстоит решить в текущем пятилетии. Это адаптация к изменяющимся экономическим и демографическим условиям посредством постепенного повышения общеустановленного пенсионного возраста, оптимизации пенсионных расходов. Предусматривается поддержание уровня пенсионного обеспечения, а также соотношения размера средней пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы не ниже 40% с учетом финансовых возможностей государства. Этому будет способствовать постепенное повышение требований по возрасту и стажу для назначения пенсии, стимулирование длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. Планируется дальнейшее развитие добровольного страхования дополнительных пенсий в страховых организациях.
Пенсии будут повышаться (индексироваться) с учетом роста среднемесячной заработной платы работников, бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и финансовых возможностей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
Продолжится работа по заключению международных договоров для софинансирования государствами выплаты пенсий за работу граждан на их территории.
Пособие по безработице привяжут к БПМ и внедрят страхование от безработицы — проект программы
В документе отмечается, что в текущем пятилетии планируется совершенствование механизма материальной поддержки безработных путем привязки размера пособия по безработице к бюджету прожиточного минимума, а также рассмотрение вопроса о внедрении в республике системы страхования от безработицы.
Особое внимание будет уделено внедрению механизмов по усилению социальной поддержки малообеспеченных групп населения, а также нуждающихся в дополнительной поддержке в целях смягчения последствий повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства путем предоставления безналичных жилищных субсидий. Планируется упростить процедуру предоставления государственной адресной социальной помощи. Дальнейшее совершенствование адресной поддержки уязвимых категорий граждан позволит сохранить уровень малообеспеченности населения в социально приемлемых размерах — до 5,5% в 2020 году.
Государственная политика в области социальной защиты населения будет нацелена на повышение доступности и эффективности социальной помощи, дальнейшее развитие системы соцобслуживания и социальной реабилитации инвалидов.
Будут шире применяться стационарозамещающие формы работы и механизм государственного социального заказа. Предусматривается улучшение материально-технической базы учреждений. Так, намечена реконструкция и строительство 16 объектов в стационарных учреждениях соцобслуживания, их капитальный и текущий ремонты, оснащение медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием, автомобильным транспортом.
В Беларуси будут реализованы меры по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц.
КОММЕНТАРИЙ: Точки роста на пятилетку
Сегодня опубликован главный документ пятилетия — основные положения программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, который будет рассматриваться на Всебелорусском народном собрании 22-23 июня. Детально изучив документ, можно сделать вывод, что цели и задачи поставлены амбициозные, но, если нацелиться на результат и неустанно работать в направлении его достижения, нет ничего невозможного. В этом же убежден член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам кандидат экономических наук Валерий Бороденя. Причем, по мнению парламентария, поставленные задачи могут решаться не столько экономическими методами, сколько путем изменений, которые должны произойти в сознании людей. В экономике хватает проблем, справиться с которыми белорусы могут, объединившись, ответственно работая на своем месте. При этом Валерий Бороденя отмечает, что вопросы решаются и «мы движемся системно».
Достижения и проблемы предыдущей пятилетки
Открывается проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы подведением итогов предыдущей пятилетки, что вполне естественно. Главным результатом называется сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения. По ряду направлений удалось добиться значимых результатов. Так, Беларусь вошла в топ-50 стран мира с высоким уровнем человеческого развития. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос до $17,7 тыс. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей начала расти.
Но не только о достижениях речь. Беларусь — страна с открытой экономикой, поэтому благосостояние сильно зависит от внешних факторов. Кризис в России и Украине сильно ударил по белорусской экономике: спрос на отечественные товары сократился, конкуренция резко выросла, что привело к падению экспорта, доходов предприятий и бюджета. В результате рост ВВП, экспорта, реальных доходов оказался значительно ниже запланированного. Произошло замедление темпов роста экономики. Эти и некоторые другие обозначенные в проекте программы проблемы «серьезны, но не катастрофичны». «Их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки», — говорится в документе.
Цели и приоритеты
В проекте пятилетней программы определена главная цель развития страны — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
Предполагается, что ВВП прирастет на 12-15%, реальные денежные доходы граждан — на 9,5-11,6%, ставки по кредитам снизятся до 9-11%. Продолжительность жизни вырастет до 75,3 года. У каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру.
Пути достижения
В проекте программы определены инструменты экономической политики, благодаря которым удастся реализовать основные цели и приоритеты развития страны в ближайшей пятилетке. Среди них — раскрепощение деловой инициативы, принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела, снижение инфляции и процентных ставок, создание полноценного финансового рынка, финансовое оздоровление реального сектора экономики, сбалансированный бюджет без роста налоговой нагрузки, модернизация отношений собственности, повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций, эффективное государственное управление, четкие критерии оценки руководящих кадров.
Направления повышения конкурентоспособности экономики
В текущей пятилетке предполагается провести цифровую трансформацию (информатизацию) экономики. Кроме того, запланировано комплексное развитие национальной инновационной системы; ускоренное формирование высокотехнологичного сектора; снижение затрат и повышение качества продукции; повышение конкурентоспособности традиционных отраслей промышленности; обеспечение конкурентных преимуществ в сельском хозяйстве; рост эффективности строительства, обеспечение населения качественным и доступным жильем; повышение качества услуг и снижение затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве; развитие транзитной привлекательности и индустрии гостеприимства.
Если вдаваться в подробности, то предполагается создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций в Восточной Европе и полноценного электронного правительства. Повысится роль отраслевой и фундаментальной науки, будет обеспечена ее интеграция с производством. Ставка будет сделана на индустрию информационно-коммуникационных технологий; атомную и возобновляемую энергетику; био- и нанотехнологии; фармацевтическую промышленность; приборостроение и электронную промышленность.
С 2019 года планируется минимизировать импорт электроэнергии и реализовать межотраслевой комплекс мер по стимулированию потребления электроэнергии в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, а также по ее эффективной интеграции в энергосистему страны. Предусматривается принять меры по экспорту электроэнергии в страны Европейского союза.
Отечественное сельское хозяйство выйдет на качественно новый уровень развития за счет повышения финансовой устойчивости и технологического уровня. Продолжится работа по привлечению в агропромышленный комплекс частных инвесторов на принципах окупаемости и эффективности.
Основными задачами развития строительного комплекса станут повышение качества строительства и снижение сметной стоимости строительства, рост экспорта строительных услуг. Будут созданы все необходимые условия для активизации жилищного строительства граждан и юридических лиц. За пятилетие планируется строительство 18 млн кв.м жилых помещений.
В 2016 году планируется достичь 50-процентного уровня возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг за счет снижения затрат организаций, оказывающих эти услуги, и запланированного повышения тарифов. Начиная с 2017 года повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться в увязке со снижением затрат на их оказание, ростом доходов населения.
Развитие потребительского рынка будет направлено на максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, преимущественно отечественных производителей. Удельный вес продовольственных товаров белорусского производства в общем объеме розничного товарооборота в 2020 году будет составлять не менее 85%. Будет активно развиваться сфера общественного питания.
Ориентир на рост экспорта и выход на новые рынки
В проекте программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы определено, что внешнеэкономическая деятельность будет направлена на обеспечение сбалансированности внешней торговли на основе опережающих темпов роста экспорта, использования конкурентных преимуществ страны, эффективного участия в международном разделении труда и интеграционных процессах.
Важным вектором внешнеэкономической деятельности станет восстановление присутствия на традиционных рынках, рост экспорта в Европейский союз, освоение и закрепление белорусских производителей на новых нишах мирового рынка.
В число важнейших направлений внешнеэкономической деятельности в текущем пятилетии входит развитие экономической интеграции в ЕАЭС.
Союзное государство Беларуси и России останется ядром интеграционных процессов в регионе СНГ.
Диверсификация внешних рынков будет осуществляться путем освоения рынков стран Европейского союза, США, Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, активизации сотрудничества с Китаем и Индией.
Главными индикаторами эффективного развития внешнеэкономических отношений являются рост экспорта товаров и услуг за пятилетие на 21-25%, превышение темпа роста экспорта над импортом, а также поставка на экспорт не менее 65% произведенной промышленной продукции.
Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни
Улучшение демографического потенциала страны и укрепление здоровья народа, обеспечение эффективной занятости населения, рост реальных денежных доходов, развитие системы социальной поддержки уязвимых категорий граждан, развитие физической культуры и спорта, рост качества и доступности образования, развитие национальной культуры и творческого потенциала белорусского народа, поддержка молодого поколения и его вовлечение в создание экономики знаний — все это определено в проекте пятилетней программы как основные направления развития человеческого потенциала и повышения качества жизни белорусов.
Целью демографической политики станет стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В целом результатом намеченных мер должна стать стабилизация численности населения на уровне 9,5 млн человек.
Целенаправленные меры активной политики на рынке труда позволят в ходе структурных преобразований экономики удержать официально зарегистрированную безработицу в пределах 2% от численности экономически активного населения.
Меры в области оплаты труда будут направлены на последовательное повышение ее реального уровня, снижение разрыва между оплатой труда работников бюджетных организаций и средней заработной платой в экономике. Целью развития пенсионной системы является обеспечение ее финансовой устойчивости и социально приемлемого уровня пенсий.
Совершенствование адресной поддержки уязвимых категорий граждан позволит сохранить уровень малообеспеченности населения в социально приемлемых размерах — до 5,5% в 2020 году.
Главным ориентиром развития физической культуры и спорта станет доведение числа занимающихся физической культурой и спортом до не менее чем 25% от общей численности населения в 2020 году. В области спорта высших достижений — поддержание спортивного рейтинга Беларуси на мировой арене по олимпийским дисциплинам на уровне не ниже 25-го места ежегодно.
Важным направлением развития образования определено совершенствование системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа «образование через всю жизнь».
Развитие национальной культуры будет нацелено на сохранение культурной идентичности белорусского народа, национальных творческих традиций, укрепление положительного имиджа Беларуси в международном культурном сообществе.
Основной приоритет молодежной политики останется неизменным — воспитание в молодом поколении преданности независимой Беларуси и любви к родной земле.
В регионах — центры экономического роста
В текущем пятилетии основные усилия будут сконцентрированы на сокращении межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения посредством развития социальной инфраструктуры, постепенного повышения и выравнивания социальных стандартов.
За счет концентрации ресурсов на ключевых направлениях, способных обеспечить максимальное развитие территорий, эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ будут сформированы центры экономического роста, где сосредоточатся современные производственные структуры, объекты инженерно-технической и социальной инфраструктуры.
Для реализации стратегических направлений развития регионов предусматриваются ключевые проекты с привлечением иностранных инвестиций и вовлечением в инвестиционный процесс неэффективно используемых, а также свободных производственных мощностей.
Продолжится работа по развитию территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая проведение необходимых защитных мероприятий, а также радиационный мониторинг и контроль радиоактивного загрязнения окружающей среды и продукции.
Зеленая экономика
Главной целью государственной экологической политики является создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Для ее достижения в ближайшей пятилетке предусматривается снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, повышение эффективности использования природных ресурсов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья со снижением негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Реализация определенных в проекте программы направлений позволит существенно усилить экологическую составляющую социально-экономического развития, создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, внедрить механизмы зеленой экономики.
Беларусь-2020
В пятой пятилетке планируется остановить падение и вернуть рост экономики, заложить фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг.
В стране изменится правовой и инвестиционный климат: в ближайшие два года для реализации положений пятилетней программы будет принято более 160 нормативных правовых актов. Критерии оценки руководящих кадров будут совершенствоваться.
Беларусь станет притягательной для иностранного капитала и компаний, обладающих передовыми технологиями.
«Мы получим эффективного государственного служащего; свободного, творческого предпринимателя-созидателя; общество, в котором каждый человек будет иметь возможность своим трудом заработать себе на достойную жизнь и иметь твердую гарантию надежной социальной защиты государства. Мы преобразим нашу родную землю, делая ее уютной и процветающей», — подчеркивается в проекте программы.