Родные брат и сестра Григорий и Анастасия Зудиловы достойно выступили на летних Паралимпийских играх-2016 в Рио
Уже в начале разговора я понял, что взял неверный тон. Смущало слово «инваспорт». Идя у него на поводу, хотелось растворить диалог в концентрированной жалости и слезных оттенках сопереживания. Но Михаил Зудилов, отец новополоцких паралимпийцев, мягко меня поправил: «Напрасно вы думаете, что люди с ограниченными физическими возможностями – это повод для сочувствия и только. На самом деле они гораздо сильнее и жизнеспособнее, чем принято думать».
Весь последующий рассказ Зудилова-старшего убеждал в справедливости сказанного. Грише, старшему из четверых детей, 17. У него частичная атрофия зрительного нерва. Порок врожденный и неустраняемый. Медицинская оптика в лучшем случае позволяет видеть нижнюю строку в таблице окулиста.
Казалось бы, на что может рассчитывать человек при таких препонах судьбы? На многое, если не сказать почти на все! Гриша прекрасно адаптируется к любой обстановке и разным социальным нишам. Во время учебы все схватывает на лету – свидетельство тому золотая медаль лицея. Для души пишет стихи. Не дает себе спуску в бассейне, куда отец привел его 9 лет назад.
Две тренировки в день. Занятия в школе. Домашние задания. Тренировочные сборы и соревновательные отлучки, после которых нужно наверстывать пропущенное в учебном процессе… Столь напряженный распорядок даже при идеальной наследственности и богатырском здоровье – удел немногих. А каково справляться с такими нагрузками людям с неустранимым туманом в глазах?!
Скажу больше. По классификации инваспорта Гриша входит в категорию С11. Потеря зрения у спортсменов этой группы существенно варьирует. Это ставит под сомнение принцип честной борьбы. Приходится уравнивать шансы. Как? Перед стартом пловцам дают черные очки – и они соревнуются в полной темноте. Этическая грань проблемы, конечно, царапает. Но что есть, то есть.
Слабовидящим людям приходится испытывать себя на поле тотальной слепоты. На первых порах это чревато не только потерей драгоценных секунд, но и серьезными травмами. Отбитыми пятками. Ушибленными кистями рук, когда спортсмен буквально врезается в стенку бассейна при повороте. На чемпионате Европы в португальском Фушале, который предшествовал Паралимпиаде в Рио, Гриша в буквальном смысле боднул бортик на стометровке вольным стилем.
Утешение тут простое: за одного, самого себя побившего, двух целеньких дают. В бразильской столице благодаря опыту, полученному на других международных соревнованиях, новополочанин плыл гораздо уверенее, чем прежде. При пяти заявочных дистанциях он четырежды доходил до финала: был пятым на 50 м вольных стилем и 100 м баттерфляем, шестым – в заплывах на 100 м вольным стилем и 200 м в комплексном плавании. Относительная неудача – 9-е место в квалификации – не позволила ему войти в топ финалистов на стометровке для спинистов.
Еще не вечер. Парню всего 17, а он уже в элите мирового инваспорта. Равняется на таких героев Паралимпиад, как Игорь Бокий и Сергей Пунько, с которым зеленым подготовишкой вместе тренировался в ДВС «Садко». Дайте срок, в один голос говорят его бывший классный руководитель Татьяна Клявдо и личный тренер Татьяна Чечёткина, и Григорий Зудилов нас удивит.
Предпосылки налицо. Готов работать. Умеет терпеть. Добивается намеченного. Относится к тому счастливому типу спортсменов, у которых «физика» находится в гармонии с интеллектом, а склонность к самоанализу хорошо корреспондирует с подсказками наставников.
Что касается 15-летней Насти, то пример старшего брата для нее серьезное подспорье. Она, как и Гриша, хорошо учится, упорно тренируется, часто и к месту цитирует классиков. Чего стоит только ее смс-реплика: «Нет, это не Рио-де-Жанейро!». Так начитанная девушка отреагировала на стилистику мегаполиса, на улицах которого, вопреки ожиданиям Остапа Бендера, было фатально мало людей в «белых штанах».
В Бразилии Настя выступала в трех видах программы: 100 м брассом (7-й результат), 100 м на спине (8-й) и 200 м комплексом (13-й). С учетом юного возраста – на дорожке новополочанка была моложе всех своих соперниц – и скромного соревновательного опыта паралимпийский дебют нашей землячки нужно признать блестящим. В нем просматриваются будущие награды представительницы теперь уже очень громкой фамилии Зудиловых.