Как паркуются новополочане? По правилам или по совести?
Все началось с коллективного обращения граждан в городской Совет депутатов. Неравнодушные новополочане настоятельно просили представителей власти рассмотреть вопрос парковки автомобилей во дворах жилых домов. В письме оказалось предостаточно обоснованных замечаний и рациональных предложений, не меньше было и эмоций. Переживания горожан можно понять. Проблема засилья транспортом в Новополоцке есть. Что греха таить. И она носит волнообразный характер: страсти вокруг этой темы то нарастают, то затихают. Стабильной остается борьба отдельных служб и горожан с теми, кто живет по принципу «паркуюсь, где хочу». Давайте в очередной раз разберемся, почему автовладельцы, несмотря на штрафы, продолжают нарушать правила стоянки, что делается в городе для решения парковочного вопроса и есть ли выход из сложившейся ситуации?
Еще молоко на губах не обсохло, а родители уже отправляют свое подрастающее чадо получать права. В повседневной жизни они лишними не будут, это аксиома 21-го века. Хотя бы потому, что практически в каждой семье есть автомобиль, а то и все два, и три. И получается следующее. После рабочего дня водитель торопится домой.
Пережив коллапс на дорогах и перекрестках города – а ведь таких спешащих предостаточно, он въезжает во двор. А там уже, подпирая бока друг друга, теснятся в рядок «железные кони» соседей. Свободных мест, которых и так мало возле высотных домов, нет. В результате водитель ставит машину как придется, даже не задумываясь о существующих правилах. И ладно, если бы это были «солирующие» горожане. Таких – целые «ансамбли» в каждом дворе. Неужели покупка автомобиля настолько меняет сознание его владельца, что на трудности «безмашинных» горожан теперь можно наплевать?
Наболело? По делу
«Кучкование» транспорта в жилых дворах можно наблюдать вечером. Автомобили стоят параллельно в ряд, заезжают на зеленую зону, взгромождаются на тротуар, подпирают дверь в подвал, где установлены контейнеры для мусора. Сложно найти того, кто не жалуется на все это «великолепие». По делу, к слову. Жильцы недовольны, что водители не соблюдают Правила дорожного движения и паркуются на территории, предназначенной для пешеходов. В результате им приходится выходить на проезжую часть. А это прямая угроза для жизни и здоровья. Дворники сетуют на невозможность убрать снег зимой и вывезти контейнер с мусором. Отдельную головную боль заработали оперативные службы и коммунальные с их габаритной техникой. Теперь до адресов не могут доехать спасатели МЧС, скорая, милиция. Лично наблюдала, как пожарная машина пыталась прорваться через транспортный блок во дворе. И это в ситуации, когда каждая минута на счету. А теперь представьте, что помощь торопится к вам и не успевает… из-за припаркованной рядом с домом машины.
В коллективном обращении горожане высказали мысль, что коммунальщики и ГАИ «не принимают настойчиво тех мер, которые сегодня предусмотрены существующими правилами и нормами». Мол, все либерально, поэтому нарушители чувствуют себя вольготно. На самом деле картина прямо противоположна описанной. Борьба с нерадивыми автолюбителями ведется постоянно. ЖЭСы устанавливают полусферы, ограничивающие парковку в тех или иных местах. Не помогает. Переезжают, ломают, сносят. Также ГАИ совместно со ЖРЭО проводит еженедельные рейды по выявлению транспорта, припаркованного с нарушением правил остановки и стоянки. «Отловленных» наказывают рублем. Но воз и ныне там. Причина проста: штраф за нарушение не велик, да и платить его нужно не ежедневно – госавтоинспекторов на каждый двор не наберешься. Вот и продолжают автомобилисты оставлять своих «железных коней» на зеленых зонах. И очередной штраф их, к сожалению, не напугает и не вразумит. У каждого своя правда.
За несоблюдение правил остановки и стоянки предусмотрен штраф: в размере 1 БВ (21 рубль) – за первое нарушение, 2 БВ – за повторное в течение года. Когда речь идет о грузовых автомобилях, то штрафы начинаются от 5 БВ.
Растем вширь
«Действительно, в 80-е годы парковочные места во дворах проектировались согласно действующим на то время строительным нормам из расчета одно машино-место на 15 квартир, в 90-е – на 4 квартиры, – комментирует начальник отдела строительства горисполкома Александра Колоцей. – Времена изменились. Сегодня мы живем в период высокой автомобилизации населения и столкнулись с проблемой, когда количество личного транспорта несоизмеримо выше прошловековых норм. Поэтому изменили норматив проектирования в новых микрорайонах: одно машино-место на одну квартиру».
Вопрос расширения стоянок вблизи домов также прорабатывается в горисполкоме. К его решению подходят комплексно, с разработкой проектной документации по реконструкции всей дворовой территории. Стоимость таких работ составляет более 1 млрд неденоминированных рублей. Сумма немаленькая. Поэтому модернизация ведется поэтапно и только при наличии финансирования.
А теперь давайте представим, что во дворах начинают увеличивать число парковочных мест. Разве это решит проблему? К тому же кому нравится лицезреть из окон своей квартиры не уютный зеленый дворик с детской площадкой, а модельный ряд автомобилей? Уже сегодня на придомовых территориях можно наблюдать урбанистические «транспортные орнаменты», от которых почему-то становится грустно.
Один из способов справиться с неприятными последствиями транспортного бума – строительство многоуровневых стоянок (паркингов) на территориях жилых районов. Этот вариант в том числе прорабатывается в горисполкоме. «Под такие объекты предусмотрены земельные участки в 9-м и 10-м микрорайонах. Загвоздка лишь в том, что сегодня нет даже потенциальных инвесторов, которые смогли бы профинансировать данный проект», – с сожалением отмечает Александра Колоцей.
Альтернатива есть
Можно сколько угодно биться в «парковочных» страстях, только проблему это не решит. Есть альтернатива, и она, к сожалению, понравится не всем автолюбителям. В Новополоцке действуют 23 гаражных кооператива. Почему бы горожанам, счастливым обладателям подобной недвижимости, не оставлять свои машины там. Это куда надежнее, не противоречит закону, да и места – паркуйся не хочу. Другой вопрос, что до кооператива нужно добираться. Желающих найдется мало. Куда проще использовать в качестве стоянки для авто небольшой клочок земли у подъезда. В этой связи хочется перефразировать слова из рекламного ролика: «У мужа есть гараж, и он в него… не ходит».
Те, кто не обзавелся гаражом, могут воспользоваться услугами специальных автостоянок. Их в Новополоцке – 11. Конечно, за место придется заплатить. И этот факт для многих автомобилистов становится камнем преткновения. В ход сразу идет железный аргумент «денег и так нет». А на штраф в 21 рубль за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, интересно, найдется? «У нас автомобильная площадка на 200 мест. Она огорожена по периметру, охраняется, – рассказывает сторож автостоянки по ул. Я. Коласа, 55 Владимир. – Месячная оплата составляет 32 рубля. Вполне посильная. Один раз заплатил и можешь пользоваться. Сегодня здесь занято 111 мест». Может, причина все в той же лени. Зачем идти за 300 метров, когда можно держать «ласточку» под боком, точнее, под окнами жилого дома.
До 1 декабря 2016 года спецавтобаза обозначит парковочное место для инвалидов на парковке возле здания горисполкома.
Менять мышление
Правда всегда где-то посередине. Неравнодушные новополочане, в очередной раз поднявшие наболевшую тему парковки, порекомендовали «включить административный ресурс». Замечание правильное. Вот только все силы ответственных служб находятся в режиме «Вкл». Другой вопрос, их подходы к решению проблемы не всегда действенны. Здесь нужно серьезно пересмотреть способы воздействия на нерадивых автомобилистов.
А в целом разрубить гордиев, «околопарковочный» узел смогут только владельцы личного транспорта. Когда поменяют мышление, увидят последствия своих действий, поймут, что существуют не только их интересы, но и окружающих. И начнут наконец жить по принципу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Интересно, где включается кнопка «совесть»?
Анна Ободова
Фото автора и Елены Емельяновой