Голос улицы: мнения новополочан о культуре водителей
Неутешительная статистика дорожных происшествий на территории нашего города с начала октября стала поводом задуматься о поведении участников дорожного движения и в очередной раз поговорить о культуре как водителей, так и пешеходов. Понятно, что у каждого – свой взгляд на этот вопрос.
Водители жалуются на пешеходов, что те норовят «прыгнуть на зебру» уже на последних секундах мигающего зеленого, часто переходят дорогу в наушниках и совсем не следят за обстановкой на дороге.
Пешеходы в свою очередь сетуют на то, что отдельные водители несутся на огромной скорости, не торопятся уступать дорогу и прямо на переходе перерезают путь, да еще и посигналят вслед. «НС» решила узнать, все ли так плохо с культурой поведения участников дорожного движения в Новополоцке, что нужно сделать для повышения «дорожной сознательности» и для предотвращения подобных ДТП. Ответ искали на улицах нашего города у прохожих.
Виолетта Нестеренко, сотрудник ОАО «Полоцктранснефть Дружба»:
– Девять лет назад я получила права, но не езжу из-за отсутствия автомобиля. Есть водители, которые внимательно относятся к пешеходам. А попадаются и те, кто считает себя главными на дороге. Например, сегодня стала свидетелем того, как водитель газовал и сигналил женщине, перебегающей дорогу на последних секундах зеленого. Та сильно испугалась. Разве это нормально? Считаю, что культура поведения на дороге зависит от общей культуры человека. Радует, что в последнее время встречаю больше сознательных и вежливых водителей.
Для профилактики ДТП нужно вводить дополнительные часы в автошколах, которые будут посвящены основам психологии и этики: чтобы будущие шоферы знакомились с понятием «взаимоуважение», изучали автотранспортную психологию. Быть может, благодаря этому уменьшится количество наездов.
Как пешеход я ответственная, аккуратная, перехожу дорогу только в положенных местах и всегда по правилам. У меня двое маленьких детей, и я должна быть для них примером.
Максим Воробьёв, преподаватель физической культуры, плавания и туризма в Боровухской школе:
– Сейчас я больше пешеход. Хотя водительский стаж у меня 12 лет, есть опыт управления транспортом в мегаполисах при интенсивном движении. Но автомобилем пользуюсь по необходимости. Культуру поведения на дороге стоит рассматривать в плоскости вежливости, понимания, что иногда нужно уступать. Сталкиваюсь с тем, что автомобилисты норовят иной раз посигналить, подрезать другого водителя. Считаю, что все это вырастает из дефектов воспитания. Когда то, что закладывается в семьях, популяризируется в культуре в целом, проецируется впоследствии и на поведение на дороге. Если человек не реализован в жизни, не имеет внутреннего стержня, устойчивости, самообладания, то, сев за руль, он начинает чувствовать себя настоящим «героем». Отсюда агрессия, отсутствие взаимоуважения и доброжелательности. Только установив причинно-следственные связи, можно изменить ситуацию.
Женщины на дороге осторожнее. У них лучше развита интуиция, сильнее работает инстинкт самосохранения, что накладывает отпечаток и на стиль вождения. Зато в экстремальных ситуациях, где важно не растеряться, женщины уступают мужчинам.
Екатерина Алещенко, владелица студии красоты:
– За рулем я больше 13 лет. Всегда передвигаюсь аккуратно, соблюдаю ПДД. Я понимаю, что несу ответственность за себя и пассажиров. К пешеходам отношусь внимательно. Поэтому у меня никогда не возникало спорных ситуаций. Если говорить о культуре поведения пешеходов, то она вполне высокая.
Считаю, что каждый должен начать с себя. Когда будет обоюдное внимание – как со стороны пешеходов, так и со стороны водителей, ситуация на дорогах поменяется в лучшую сторону. Тогда придет осознание, что прежде чем ступить на переход, важно оценить обстановку. Тогда появится желание соблюдать правила дорожного движения и понимание того, что на скорости 40 км/ч и на скорости 100 км/ч результат будет разный.
Вячеслав Машков, работник страховой компании:
– Мой стаж вождения – 34 года. Что касается пешеходов, то на дороге они ведут себя прилично, вполне предсказуемо. Вообще с ними нужно поступать, как и с женщинами: если они не правы, все равно уступить. Ведь у водителя на кону – машина, у пешехода – жизнь. Понятно, куда чаша весов перевесит. С автолюбителями похожая история. Конечно, хватает «безголовых», но в целом в Новополоцке водители вежливые, соблюдают культуру поведения. Отдельная категория – молодые ребята с правами, которые не просчитывают дорожную обстановку. Она может поменяться в секунды. Поэтому важно предугадывать ситуацию. А для этого должны включаться мозги и работать голова – на 360 градусов.
В наши дни стоит чаще говорить о взаимоуважении со стороны всех участников дорожного движения. Повторять пешеходам, что автомобиль – транспортное средство, которое нельзя остановить по щелчку пальцев. Объяснять водителям, что пешеход может идти под грузом проблем, отсюда и рассеянность, и невнимательность на дороге. Немаловажно, чтобы соответствующие службы регулировали поведение пешеходов и водителей. Я уважительно отношусь к ГАИ и понимаю, что к каждому «безголовому» не приставишь госавтоинспектора. Но сегодня важно проводить профилактические мероприятия, ужесточать наказание за нарушение ПДД.
Анна Ободова
Фото автора и из архива «НС»