Безопасность на дорогах – задача номер один
Сотрудники Госавтоинспекции работают в усиленном режиме. В разгаре республиканская профилактическая акция «Обеспечь безопасность ребенка в автомобиле на 100%», декада «Гостехосмотр» и специальное комплексное мероприятие «Пешеход». К тому же сегодня в Беларуси проходит Единый день безопасности дорожного движения «Не тяни с резиной!». Чем обусловлена концентрация принимаемых мер в области дорожного движения и как они реализуются в нашем городе, корреспонденту «НС» рассказал старший госавтоинспектор отдела ГАИ Новополоцкого ГОВД Сергей МИНЁНОК.
– Сергей Васильевич, в свете последних событий, думаю, будет правильным начать наш разговор именно с темы безопасности пешеходов…
– В связи с ростом дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов с 22 по 30 ноября на территории Витебской области проходит специальное комплексное мероприятие «Пешеход». За истекший период в Новополоцке произошло 23 ДТП, в которых 3 человека погибли, 22 получили ранение. В 17-ти из этих происшествий пострадали пешеходы (по статистике за прошлый год в Новополоцке пострадало 2 пешехода). Все трое погибших в ДТП – из той же категории участников дорожного движения, причем одна из них – 9-летняя девочка.
Анализ названных ДТП говорит о том, что их главная причина на сегодня – это непропуск пешеходов водителями. Весь личный состав отдела ГАИ совместно с сотрудниками отдела Департамента охраны МВД, патрульно-постовой службы милиции, участковыми инспекторами нацелен на профилактику подобных происшествий. В темное время суток, особенно в пиковые утренние и вечерние часы, на которые приходится большинство ДТП, организовано дополнительное патрулирование в районе расположения пешеходных переходов и на аварийно-опасных участках дороги. В рамках специального комплексного мероприятия активизирована работа по контролю за соблюдением ПДД пешеходами.
– Беспечность пешеходов также заставляет задуматься. Почему люди сбрасывают со счетов главный принцип личной безопасности – осторожность?
– Уместный вопрос. Дорожно-транспортных происшествий, в которых пешеход переходил дорогу вне пешеходного перехода, – единицы. В основном травмоопасные ситуации происходят на пешеходных переходах, когда из-за излишней самоуверенности пешеходы выходят на проезжую часть, не убедившись, что выход безопасен как для самого пешехода, так и для водителя. В отличие от тротуаров, проезжая часть – это элемент дороги, который предназначен главным образом для движения транспортных средств. Не стоит забывать и о том, что фликер или другие светоотражающие элементы верхней одежды в темное время суток позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии, а значит, избежать наезда на него.
Также хочу акцентировать внимание пешеходов (особенно детей) на то, что использование наушников при переходе через дорогу снижает контроль за происходящим, как и разговор по мобильному, притупляет внимание. Осенью к этому фактору риска добавляется ограничение обзора видимости капюшонами и зонтами. Пешеход часто не наблюдает за ситуацией вокруг себя и переходит дорогу, надеясь, что его заметят. Итог такой беспечности, как показывает практика, может оказаться трагичным.
– Дети – самое дорогое, что у нас есть. Их жизнь и здоровье во многом зависят от родителей. Особенно когда речь идет о пассивном участии малышей в дорожном движении.
– Именно об этом сотрудники ГАИ постоянно напоминают водителям. Еще один повод вернуться к данной теме – республиканская профилактическая акция «Обеспечь безопасность ребенка в автомобиле на 100%», которая проходит в нашей стране с 17 по 27 ноября. Практика показывает, что в большинстве случаев водители используют при перевозке детей специальные автокресла. Но с начала проведения акции уже зафиксированы факты привлечения водителей к административной ответственности за нарушение правил перевозки несовершеннолетних пассажиров.
– Декада «Гостехосмотр» по сути дублирует необъемлемую часть работы сотрудников ГАИ. В чем ее актуальность?
– Декада «Гостехосмотр» проходит дважды в год, в весенне-осенний период. С 21 по 30 ноября УГАИ МВД совместно с представителями УП «Белтехосмотр» и Транспортной инспекции усилит контроль за своевременным прохождением гостехосмотра транспортных средств. Что касается нашего отдела, мы не первый год плодотворно сотрудничаем с ведущим инженером УП «Белтехосмотр» Григорием Шидловским, организуем совместные рейдовые мероприятия, систематически проводим среди водителей разъяснительную работу о необходимости своевременно предоставлять транспорт на техосмотр. Актуальность декады в настоящее время связана с тем, что перед эксплуатацией зимой машина должна пройти проверку на исправность узлов и агрегатов, рулевого управления, световой сигнализации – для безопасного участия в дорожном движении.
– 25 ноября объявлен в республике как Единый день безопасности дорожного движения «Не тяни с резиной!». Как истолковать названный призыв?
– Это напоминание о том, что с 1 декабря по 1 марта в Республике Беларусь на транспортных средствах должны быть установлены зимние шины. Допускается также использование всесезонных шин при наличии соответствующей маркировки. Кроме того, остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 4 мм (в отличие от обычных, летних колес, у которых глубина протектора не должна быть менее 1,6 мм). Зимняя резина улучшает управляемость машиной, повышает ее устойчивость в зимних условиях. При отсутствии зимних шин предусмотрен штраф до 1 базовой величины, повторное напоминание будет стоить водителю от 2 до 5 базовых.
– Какое преимущество дают шипованные шины? Сокращают тормозной путь?
– Не всегда. На обледенелой проезжей части или чистой дороге за счет скольжения шипов тормозной путь автомобиля может увеличиться (представьте движение на коньках по льду). Шипованные шины, как правило, эффективны в условиях снежного наката и «кашицы». Право выбора – использовать шипованную резину или нет – остается за водителем.
Опознать зимнюю резину можно по маркировкам «М», «M+S», «Аll seasons», символу снежинки и другим обозначениям. На усмотрение водителей может применяться шипованная резина. В таком случае на заднем стекле автомобиля следует разместить соответствующую предупредительную наклейку.
Наша справка:
За нарушение правил проезда пешеходного перехода водителю грозит штраф в размере от 1 до 5 базовых величин. При повторном проступке в течение года штраф составит от 2 до 8 базовых.
Нарушение ПДД пешеходом влечет штраф от 1 до 3 базовых величин. Те же действия, совершенные нетрезвым пешеходом, наказываются рублем от 3 до 5 базовых. Если речь идет о создании аварийной обстановки, размер штрафа возрастает от 3 до 8 б.в.
Ольга БАНЩИКОВА
Фото автора и Николая Романовского