Артист, музыкант, шоумен — Сергей Анищенко: «Дети и внуки сегодня – это моя молодость!» (+аудио)
Артист, музыкант, шоумен – Сергей Анищенко для многих представителей белорусской и зарубежной музкультуры и искусства не нуждается в представлении. Его связывают творческие и дружеские отношения со знаменитостями, легендарными группами, талантливыми вокалистами.
Основатель и директор небезызвестного фестиваля «Рок-Кола», идейный вдохновитель, один из главных организаторов и оформителей фестиваля юных исполнителей эстрадной песни «Халі-Хало», выросшего из городского формата до республиканского.
Великолепный художник-декоратор, постановщик спектаклей, резчик по дереву, создатель уникальных искусных самоделок, рожденных в возглавляемой им творческой мастерской «Зьніч» Центра ремесел и традиционной культуры г.Новополоцка… Да, в биографии этой неординарной личности сконцентрировано немало примечательных фактов, и не менее важные из них остаются за кадром. А ведь, кроме всего прочего, он еще и многодетный папа. Приоткрыть эту завесу личной жизни новополочанин согласился в нашей постоянной рубрике «Планеты семья ПЛЮС».
– Сергей Иванович, если бы у вас была возможность как базовую программу записать в умах детей жизненную мудрость, как бы вы ее выразили?
– Все начинается с почитания родителей, с земельки, где ты вырос. Я часто вспоминаю своего отца. К сожалению, он рано ушел из жизни. Как и моя мама, папа был занят в строительстве. Хотел, чтобы работа сына была легче, чем у него. Поэтому в свое время отдал меня учиться играть на баяне. Дед был кавалеристом Красной Армии. Понаблюдал однажды, как я, малец, руковожу ансамблем из братьев и сестер, и на глазах у него навернулись слезы: «На табе, дзетка, рубель», – сказал он, поощряя мое занятие музыкой. Смотрю другой раз на его снимок, а в голове – мысль о том, что в каких-то моментах копирую его действия. Портрет деда висит в моей мастерской вместе с фотографией бабушки. А рядом посвященные ей строчки:
«Сівой фіранкаю зірнуўшы ў вакно,
Пачуў тваю стамлёную гаворку.
Стамлёны дождж, як бруднае віно,
Пра сонца і патрачаную зорку.
Пра тое, як спявалі салаўі,
Глытнуўшы невядомага ім зелля,
Пра тое, як чакалі, чым жылі,
Твайго яшчэ нязнанага вяселля.
І слёзы мне каціліся на вочы,
Бо плакаў дождж ад раніцы да ночы…»
А что касается малой родины, к Новополоцку я прикипел всей душой. Город юности моей всегда был молодежным, творческим, музыкальным. И пусть скоро ему исполнится 60, он навсегда останется молодым. В моей песне «Новополоцк» звучат такие слова:
«Я иду один, и ты смотришь ласково навстречу,
Мне даря огней цветы, предвещая добрый вечер.
Вдоль – широкая Двина берега твои качает.
Эхом прошлого она песню эту повторяет –
Новополоцк, будь же вечно молодым!
Я здесь вырос, и мои дети тоже подрастают,
И о городе свои песни детские слагают».
Эти строчки посвящены моим детям и фестивалю «Халі-Хало», конкурсантам, для которых я навсегда останусь «Дядей Сережей», родному городу.
– Далеко не всегда молодежь следует советам старших. Если не перечит, то поступает все равно по-своему. Что в романе Тургенева «Отцы и дети», написанном в XIX веке, что в наше время, проблематика одна. Как думаете, почему?
– Разные поколения всегда по-другому будут видеть свои цели и свою жизнь. На мой взгляд, ее сущность в том моменте, в котором мы существуем. Молодежь всегда будет оставаться другой. Вы едите другие продукты, вместо бумажных пишете электронные письма, «лайкаете» фотографии в социальных сетях, у вас свой сленг, «стульчиковая» доступность.
Захотел послушать новый альбом любимой группы – скачал в интернете… Это не может не откладывать отпечаток.
Раньше за новой пластинкой приходилось ехать в Минск, в Питер. Помню, как в школе с одноклассниками передавали друг другу зашифрованные фразы.
Были другие игрушки, танцы, времяпровождение. Во времена моего детства не представляли себя без дворового футбола и хоккея. Верили в Харламова и Фетисова, в победу ЦСКА. Идеалами у нас были пионерия и комсомолия. А теперь появился другой – компьютерный мир. Именно он другой раз оказывается для детей интереснее реальной жизни. Не в ней, а в виртуальной реальности стараются быть героями…Это моя внутренняя боль за новое поколение. Надеюсь, меня услышат и поймут. Это, скорее всего, одна из главных причин, почему мне хочется сделать для детей еще что-то творческое, интересное.
Хочется рассказать им через спектакль историю деревушек, на которых стоит наш город. Хочется продолжения «Халі-Хало», которым, например, может стать большой концерт, где на одной сцене разные куплеты одной песни исполнят юные звездочки и состоявшиеся артисты.
Время бежит неумолимо, стучат его счеты. А хочется многое успеть, многое сделать…
– В чем дети на вас похожи? Насколько в них отразились ваши творческие гены?
– У старшей дочери Инны проявилась моя любовь к рукотворному творчеству. Она мастерит различные поделки, очень любит детей. Сейчас воспитывает двоих сыновей. Работает в детском саду.
Среднюю дочь Яну, в отличие от меня, интересовали только технические специальности (сейчас она работает на «Полимире»). Но при этом нас всегда роднила доброта, душевная открытость. Яна в свое время сыграла эпизод в спектакле «Барбара» творческой мастерской «Зьніч», кусочек из детства главной героини.
Старший из сыновей Дмитрий раньше играл в группе, выступал на сцене «Рок-Колы». У младшего Александра хороший голос, он занимался на отделении ударных инструментов в музколледже. Для него я сделал в свое время мини-копию ударной установки. Стараюсь направлять своих детей, но без нажима. Сейчас, например, сын оставил ударные и решил заняться спортом. И я уважаю его выбор.
Вижу, как он подписывается ANISA, моим творческим псевдонимом, который когда-то был детским прозвищем. Не претендую на авторские права, а задумываюсь над тем, что «мянушка» может не только сопутствовать, но в какой-то степени и преследовать . В ней есть своя энергетика, как положительная, так и отрицательная. Каждый человек, на мой взгляд, должен стремиться к самобытности. Создавать свое имя, иметь свою творческую историю.
Я очень рад, что мои дети не занимаются искусством и творчеством в такой степени, как их папа. Это сложно. Это постоянная нехватка времени, всегда занятые работой мысли. Вечера и ночи над сценариями, стихами, песнями, макетами декораций…
– Чем гордится папа Сергей Анищенко и о чем, возможно, жалеет?
– Я счастлив, что у меня есть дети и они меня поддерживают. Что у меня пятеро внуков: Даниил и Никита, Алиса, Алексей и Рустам. Они – моя молодость, мое продолжение, моя семья, радость, моя жизнь.
Я хочу, так же как отец моего отца, стать примером для внуков. Встречи с ними – это как возврат на десятилетия назад. Ты становишься таким же маленьким, тебе хочется улыбаться с ними, шутить и радоваться жизни. Увидел их – и хочется двигаться дальше. Они мое вдохновение, источник сил. Наверное, я жду, что именно в ком-то из них в большей степени отзовутся мои гены.
А жалею о том, что часто приносил работу домой, слишком много времени посвящал творчеству, пропустил какие-то важные моменты из жизни моих детей, о чем сейчас напоминают их фотографии. Если бы можно было вернуться в молодость с опытом 53-летнего, наверное, я шел бы к своим творческим целям другой дорогой.
Теперь понимаю, что нельзя ни при каких обстоятельствах ссылаться на нехватку времени, особенно в отношении семьи. Нужно как можно раньше научиться жить не спеша. В мире с собой и с теми, кто тебя окружает. Стараться делать добрые дела для родного города.
А ему, в первую очередь, нужны хорошие семьи, в которых растят детей, слушают и понимают друг друга, которые могут сходить на хороший концерт, посмотреть спектакль, кино, заниматься любимым делом. Мечтать и стремиться к своим целям, не позволяя ранить чувства близких, окружающих. Просто жить по заповедям.
Ольга Банщикова