«Школьник» или «Взрослик»? Репортаж с колес: как новополочане добираются до работы на автобусе для школьников
Еще каких-то 20 лет назад, когда по Новополоцку курсировали двухдверные «ЛиАЗы» и старенькие «Икарусы» и об автобусе для школьников приходилось только мечтать, добраться с остановки в новых микрорайонах до школы где-нибудь в центре города было целым приключением.
Забегаешь с портфелем в салон – и тут же тебя обступают взрослые. Хорошо если «пригвоздят» к поручню у дверей автобуса, а то ведь могут и одним движением руки отправить в середину салона. Счастьем было выбраться на своей остановке и при этом не остаться без портфеля. Прошли годы. Большинство горожан обзавелись личным транспортом. В АТП №6 полностью обновился автобусный парк.
Решением горисполкома в декабре 2012 года в городе был пущен маршрут «4а», он же «Школьник». Вроде проблема «как отвезти детей в школу?» саморазрешилась. Но, как оказалось, нет. Родители начали жаловаться, что на «4а» ездят подозрительно взрослые «школьники». Так ли это на самом деле, попыталась разобраться корреспондент «НС». И в один из дней проехалась по маршруту.
Прежде чем отправиться в первый рейс на 7.18, опытный водитель Роман Фролов предупреждает: на «Школьнике» действительно ездит много взрослых. Грех не поверить. Роман Николаевич трудится в автопарке 33 года.
Он же первым опробовал «4а» в 2012 году, и на этом маршруте сегодня регулярно совершает рейсы. «За несколько минут до «Школьника» идет «четверка». Немало людей уезжает. Но остальные взрослые все равно умудряются зайти в «детский» автобус, – сетует водитель. – Одно время на «4а» ездили контролеры. Проводили разъяснительные беседы и выпроваживали великовозрастных «учащихся» из автобуса. А те в ответ дерзили, огрызались. В общем сейчас поедете и сами все увидите».
Уже на первой остановке «Станция Подкастельцы» становится понятно, что жалобы родителей не напрасны. Из трех вошедших в салон пассажиров только один оказывается школьником. Дальше – больше. На «8-м микрорайоне» и «Василевцах» автобус берут штурмом. Вперемежку с детьми в «Школьник» вбегают заспанные взрослые.
Да, часть из них сопровождают своих чад, остальные же доставляют себя на работу. В автобусе становится крайне тесно. Само собой напрашивается вопрос: что здесь делают горожане, которым слегка за 18? Одна пассажирка, немного стыдясь, объясняет, что «четверка» сегодня не пошла. У другой – свой аргумент: «Я зашла в автобус и стою возле дверей. Никому не мешаю. Вы лучше сфотографируйте вон тех гражданочек, сидящих у окна. Они занимают чужие места». Даже в ответ нечего сказать. Железная логика.
Постепенно пассажиры сменяют друг друга. Дети, сопровождающие, перезрелые школьники. Места всем хватает, другой вопрос – в салоне не протолкнуться. Интересно, что думают родители по этому поводу? Каждое утро Елена отвозит ребенка в детский сад. Когда пользуется «4а», делит салон только со школьниками. Иногда взрослые проедут одну-две остановки, но проблемы в этом новополочанка не видит.
А вот у многодетной мамы Марины иной взгляд на ситуацию. Для нее ежедневные поездки с тремя детьми по маршруту «Подкастельцы–Молодежная» сродни полосе препятствий. В «Школьнике» приходится пробиваться сквозь стену взрослых, что ненормально. Взывать граждан к сознательности Марина боится: мало ли, начнут агрессивно отвечать. Вариантом решения проблемы, считает женщина, может стать появление на маршруте контролера.
Увеличение числа пассажиров в «4а» происходит вплоть до «Детского мира». Но уже на «Молодежной» их ряды основательно редеют. В автобусе остаются взрослые. «А что с этими «школьниками» делать? – обращается к корреспонденту Роман Фролов. – Ругаться с ними я не пойду. Иной раз открою окошко в салон и ради шутки спрошу у пенсионерок: «Вы в какой класс ходите?». А те в ответ: «Какое ваше дело? Нам ехать надо». Вот и поговорили».
В том, что пассажиры могут агрессивно реагировать на замечания, снова убеждаюсь на следующем рейсе «4а», в 8.04. В салоне немноголюдно. В числе пассажиров – практически одни великовозрастные «школьники». Настоящих же учащихся раз-два и обчелся. Присутствие фотокорреспондента в автобусе взрослым пассажирам явно не нравится, и они начинают словесно нападать. Диалог не клеится.
– Почему вы едете на работу в «Школьнике»? – спрашивает корреспондент.
– Где вы видите школьников? Я заплатила и еду. Напишите, что «4а» никто не пользуется, пусть закроют маршрут, – обрушивается шквал ответов.
Какая-то «моя твоя не понимать». Вроде вопрос был задан на русском языке…
Проблема того, что «Школьником» активно пользуются взрослые без веских на то оснований, не такая уж глобальная, как рисуется многими. Но она есть. Ее решение лежит скорее в плоскости сознательности и культуры поведения самих новополочан. Можно поставить сколь угодно контролеров у дверей автобуса, только это ни на йоту не прибавит пассажирам понимания, что в самом слове «Школьник» зашифрован главный адресат городского маршрута. Потому что привыкли все для себя, себе, под себя. И ничего, что первокласснику оттоптали ногу и придавили руку. Главное, самому доехать на работу. Но если что, за себя любимого повоюю.
Анна Ободова
Фото автора