Новополоцкие педагоги изучают основы инклюзивного образования по проекту ЕС
Стартовавший 1 ноября проект «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», который осуществляется при финансовой поддержке Европейского Союза и рассчитан на три года, переходит на новую ступень реализации.
Уже созданы межведомственная комиссия по развитию инклюзивной среды и рабочая группа, в которую вошли все желающие. Сейчас силы координатора проекта – местного горисполкома – направлены на воплощение мероприятий инфраструктурного блока: строительство лифта для детей с инвалидностью и реконструкцию спортивной площадки в СШ №8, адаптацию лагеря «Изумрудный» и Дворца детей и молодежи под нужды ребят с особенностями. Но работать приходится не только над практической частью проекта: немаловажным остается и создание теоретической базы, без которой все усилия могут оказаться напрасными.
Так, с целью повышения компетентности педагогов в вопросе инклюзивного образования с 7 по 10 февраля на базе СШ №8 г. Новополоцка проходил четырехдневный обучающий семинар.
Участниками выступили 20 педагогов – представителей учреждений образования города, ДДМ и ЦКРОиР. Многие из них впервые столкнулись с таким понятием, как инклюзивное образование. Поэтому важно было подобрать тренеров, которые бы смогли доступно рассказать об особенностях инклюзии, донести принципы включающего обучения, объяснить разницу между интегрированным и инклюзивным образованием.
Проводниками в мир инклюзии выступили педагоги СШ №8, прошедшие обучение и получившие в свое время сертификаты: заместитель директора школы по учебной работе, член республиканской тренерской команды по инклюзии Татьяна Парадня и педагог-психолог Светлана Литвин.
Прежде всего, они поделились наработками. Средняя школа №8 занимается экспериментальной и инновационной деятельностью с 1990 года, сейчас является одной из восьми площадок в Беларуси по реализации республиканского проекта «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования».
Учителя-предметники в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации, тренинги. В школе учатся порядка 400 детей, среди которых комфортно себя чувствуют дети с особенностями в развитии. Работают три общеобразовательных класса, все остальные – либо интегрированные, либо экспериментальные инклюзивные.
Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах, с творческих конкурсов возвращаются с победой. Самое главное – в школе нет проблем включенности детей с особенностями в детскую среду. Кроме того, при помощи упражнений, анкет, обучающих фильмов тренеры продемонстрировали существующие в обществе стереотипы относительно людей с инвалидностью, объяснили, как внедрить инклюзию в учреждениях образования, с какими трудностями придется столкнуться и как их решить.
«В республике уже сделано много в сфере инклюзии, – подчеркнула Татьяна Парадня. – Огромная работа ведется и в СШ №8. Поэтому отношение к детям с инвалидностью у нас такое же, как и ко всем остальным. Учащиеся чувствуют себя здесь комфортно. Но в городе, в других учреждениях образования существует проблема: люди не совсем понимают нужды и потребности людей с инвалидностью, то, что каждый человек может обучаться там, где он хочет».
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений, все люди имеют право на общение, на равные условия в получении образования – эти постулаты инклюзивного образования и не только постарались постичь педагоги. Чтобы после прийти в свои учреждения образования и совершить маленькую революцию: поменять отношение детей и педколлектива к ребятам с особенностями.
«Одна из поставленных нами задач – чтобы все жители города через СМИ, от задействованных в проекте специалистов получили информацию о том, как нужно общаться с данной категорией людей, – подытожил куратор проекта заместитель председателя горисполкома Дмитрий Самуськов.
– Сегодня многие горожане испытывают дискомфорт, общаясь с инвалидами, они не знают, как себя с ними вести. Мы должны научить новополочан, в том числе и этому».
Анна Ободова
Фото Татьяны Русакович