Генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр Демидов: о детстве, учебе, о первоочередных задачах на новом посту
Новополоцк – родной город для Александра ДЕМИДОВА. Его появление на капитанском мостике важнейшего для белорусской экономики предприятия вызвало большой общественный резонанс. Идя навстречу широкому читательскому интересу, редакция «НС» связалась с генеральным директором ОАО «Нафтан» и попросила принять своего корреспондента.
– Александр Владимирович, если позволите, начнем с личного. Дом, где родился. Дворовое приятельство. Первая школа. Все это атрибуты счастливого детства, повод для ностальгии. Что вспоминается вам?
– Всего не перескажешь… Родился и вырос я в Новополоцке. Учился в третьей школе. У нее был музыкальный профиль. Но гаммы обошли меня стороной. Со спортом, да, дружил. Несколько лет занимался дзюдо под началом Владимира Михайловича Панкратьева. Знаю, что он по сей день в тренерском строю. Пользуясь случаем, передаю привет и желаю доброго здоровья.
Вторым увлечением на спортивной ниве был биатлон. Им полкласса «заболело» ближе к окончанию школы. Бегали. Стреляли. Трудно придумать что-то азартнее комбинации лыж и винтовки. Особенно тогда, когда рядом – между сборами и соревновательными отлучками из города – тренируется Светлана Парамыгина. Звезда. Легенда. Мы на нее посматривали снизу вверх. Это была дань разлету в мастерстве, а не характеру выдающейся спортсменки, как вы могли бы подумать. Вне спорта, где многое решает внутренний стержень, я запомнил ее как человека благожелательного, интеллигентного, расположенного к людям.
Так что все мое детство прошло в нашем славном Новополоцке. В доме по адресу: Молодежная, 82. Там я родился и вырос. Там и сегодня живет мой отец.
– Выбор профессии всегда распутье. Кто-то несет документы в институт за компанию с друзьями. Кто-то следует совету родителей. Кого-то увлекла романтика прочитанной книги или популярного фильма. А как было у вас?
– В школьные годы я видел себя в парадной шинели военного. Выбирал род войск. Склонялся к службе на погранзаставе. Едва не поступил в суворовское училище. Отговорили родители. Любили. Берегли по-своему. Хотели, чтобы сын оставался рядом… Словом, с их легкой руки поступил я на радиотехнический факультет ПГУ. Получил специальность конструктора-технолога.
Но вместо завода «Измеритель» оказался на «Нафтане». Пришел в цех КИПиА слесарем четвертого разряда. Можно сказать, по стопам отца, который здесь же работал прибористом.
Киповское ремесло совмещал с получением второго высшего образования. Экономического. В 1998 году, студентом-заочником, был приглашен в отдел маркетинга, который тогда расширялся. Судьбоносным оказалось собеседование с коммерческим директором предприятия Михаилом Васильевичем Смоляковым. Он в меня поверил. Трехминутный разговор закончился официальным приглашением: «Приходи – и работай!»
В этой службе я прошел по всем ступеням. И на момент приглашения в Белорусскую нефтяную компанию занимал должность коммерческого директора. Ее мне в 2005 году предложил Вячеслав Викторович Якушев, который руководил предприятием.
– БНК входит в высшую лигу национального экспорта. Надо полагать, отбор сотрудников, тем более топ-менеджеров, был очень жестким. Нужно было иметь большой опыт в сфере логистики, биржевых торгов, оптовых продаж, финансовых операций и многого другого. В какой степени знания, полученные на «Нафтане», помогали вам сначала в должности заместителя генерального директора БНК, а затем руководителя компании?
– В принципе мы ее сами и создавали. Выходцы из отечественной «нефтянки». Команда формировалась из специалистов Новополоцка, Мозыря, Речицы. У всех за плечами был большой опыт. Мы знали, что такое производство. Нам не нужно было рассказывать о внешних связях, ценообразовании, географии зарубежного партнерства. В 2007 году я приступил к работе заместитетеля гендиректора БНК. В 2012-м Глава государства доверил мне возглавить компанию.
Осваивали новые рынки. Поднимали авторитет белорусской нефтепереработки. Помогали отечественным НПЗ выполнять бизнес-планы в части внешнеэкономической деятельности. Зарабатывали стране валюту. Мне не стыдно за те 10 лет, что я провел в штабе БНК.
– Каким вам видится круг первоочередных задач, которые придется решать на посту генерального директора «Нафтана»?
– Вопрос вопросов – техническое перевооружение. Без модернизации, которая сфокусирована на глубине переработки 90 процентов и европейском качестве продукции, предприятию просто не выжить. Значит, включаем форсаж и стараемся в кратчайшие сроки реализовать те инвестпроекты, что обретают зримые очертания на стройплощадках завода. Прежде всего – установку замедленного коксования.
Так совпало, что в первые дни моего возвращения на «Нафтан» на УЗК был поднят на постамент один коксовый барабан, через два дня – второй. Свидетелем уникальной монтажной операции стал и Владимир Ильич Семашко. Заместитель премьер-министра посетил предприятие в минувшую субботу. Приятно было видеть, что куратор удовлетворен тем, как «Нафтан» и его партнеры выполняют сложнейшую работу.
Я верю в наш коллектив. Ему по плечу любые задачи. Нет сомнения, что «Нафтан» останется и флагманом отечественной нефтехимии, и крупным игроком на глобальном рынке нефтепродуктов.
Владимир Факеев
Фото Татьяны Русакович