Генеральный директор ОАО «Нефтезаводмонтаж» Александр Яловик: об уникальных монтажных операциях на установке замедленного коксования ОАО «Нафтан»
Раньше коллектив ОАО «Нефтезаводмонтаж» трактовал аббревиатуру – НЗМ – наособицу: «Нас Знают Многие». Звучит горделиво. Звонко. По-спецстроевски основательно. Теперь, после уникальных монтажных операций на установке замедленного коксования ОАО «Нафтан», новополоцких королей высоты будут знать все. Об этом диалог нашего корреспондента с генеральным директором предприятия Александром ЯЛОВИКОМ.
– Александр Петрович, монтаж двух коксовых барабанов по 450 тонн – это настоящий спектакль. Солирует кран грузоподъемностью 1600 тонн. Роль актера второго плана отдана 750-тоннику. На подтанцовке еще два мобильных крана, не считая тележки-сороконожки и массы другой вспомогательной техники…
– И в качестве театральных подмостков аэродромные бетонные плиты. Никакие другие половицы не выдержали бы веса этих «мастодонтов»…
Все верно. Но это вершина айсберга. Итог подготовительной работы, на которую ушло два года. Наши специалисты разрабатывали различные варианты монтажа. Мониторили ситуацию в мире по применению сверхмощной грузоподъемной техники. Присматривались к возможным подрядчикам. Затем, согласовав проект производства работ с «Нафтаном», НЗМ объявил тендер.
Конкурсные торги выиграла голландская фирма «Маммут». И с мая 2016 года мы стали заниматься инженерной рутиной. По разработке строповых устройств, тактике привлечения необходимых кранов, рассчетным схемам.
Тут что важно понять! Высота коксовой этажерки больше 100 метров. Мы ее собираем из крупных блоков, как ребятишки, играющие в лего. Все укрупняется на земле, и габаритность составных частей не самое страшное. Момент истины – высотный монтаж. Когда на отметках в несколько десятков метров нужно синхронно совмещать до 400-500 крепежных отверстий. Такую точность можно назвать по-всякому: снайперской, аптекарской, идеальной. В любом случае она необходима для того, чтобы обеспечить геометрическую безупречность огромной конструкции.
Короче говоря, в минувшем августе мы подписали договор с «Маммутом». В ноябре провели первый транш за перебазировку кранов из Тобольска. На их доставку и сборку на площадке УЗК ушло четыре месяца. Долго? Нет, все делалось по графику. Монтаж коксового острова – проект в проекте. Хронометраж тут под стать масштабу задуманного.
Первым на объекте появился нафтановский кран грузоподъемностью 220 тонн. Он помогал в сборке 750-тонного «Либхера». Одновременно – малыми караванами – со строительной площадки российского СИБУРА в Новополоцк шли тралы с частями главного из механических Гулливеров. Экспедиция потребовала участия более 160 транспортных средств. Длинномеров, рассчитанных на доставку 20 тонн груза.
Вот какая цепь событий, если очень коротко, предшествовала решающей фазе монтажа коксовой этажерки и оборудования, на который, по проекту, нам отведено 55 дней.
– Ваши специалисты говорят, что – с учетом фундамента глубокого залегания – высота УЗК превысит 130 метров. И что это рекорд для технологических сооружений в Беларуси.
– На этой стройке что ни возьми, все рекорд, а в любой операции — инженерная новизна, эксклюзивность подходов, невиданные прежде объемы материалов, трудозатрат, оборотов груза. Перечень рукотворных чудес начался с котлована. Нам пришлось вывезти порядка 260 тысяч кубов естественного грунта. Затем заменить его песчано-гравийной смесью. Ничего подобного в истории НЗМ не было.
Другой рекорд тоже прячется под основанием УЗК. На площади в 40 тысяч квадратов рассредоточено 700 буронабивных свай. Да еще каких! В диаметре они варьируются от 600 до 1 000 миллиметров, длина каждой – 18 метров. Вбить – одно, проверить надежность – совсем другое. Впервые в стране строительные элементы подобного типа были испытаны ультразвуковым методом «Кросс-холл».
Еще один эпизод с эпитетом «никогда прежде». С 8-м трестом, нашим субподрядчиком, мы безостановочно, на одном дыхании залили в опалубку 2,5 тысячи кубометров бетона. Работа в режиме нон-стоп потребовала двух с половиной суток.
Постамент – эксклюзив на эксклюзиве. Самоуплотняющийся бетон, разработанный в НИПТИС имени Атаева. Беспрецедентная густота армирования, какой мы не найдем даже на Белорусской АЭС. Микрокремнеземные наполнители бетонных композиций, позаимствованные у японцев. Под уникальные работы нам пришлось приобретать такое же редкое оборудование. Для сварки. Раскроя металла. Грузоподъемных и такелажных операций. Сюда же относим геодезические приборы последнего поколения.
А линейка механических инструментов – дань мировому тренду в плане крепежа. Болтовые соединения теснят сварку. На УЗК мы используем болты из сверхпрочной стали десятками тонн. Многие из них расположены в труднодоступных местах. Иначе как с мультипликатором не подступиться. Это такой умный гайковерт, который снабжен компьютером. Знатоки говорят, что тот, что помогает нам в монтаже коксовой этажерки, единственный в Беларуси.
Перечислять все ноу-хау, используемые на УЗК, можно бесконечно.
– Тогда будем подводить черту. Как вы считаете, телеканал Дискавери взял бы ваш сюжет в свою фильмотеку?
– Возьмет! Наши партнеры из компании «Маммут» рассказывали, что на этот счет у них подписан спецдоговор с телевизионщиками. Все подъемы, которые осуществляют голландцы с генподрядчиками, автоматически становятся документальными фильмами. Как говорится, следите за ТВ-программой!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Татьяны Русакович