Вопросы мобильности обсудили на региональном семинаре в рамках проекта «Новополоцк — от инклюзивной школы к инклюзивному городу»
Устойчивая городская мобильность и инклюзия не могут существовать отдельно. Люди с инвалидностью должны быть включены в социальную жизнь общества и иметь равный доступ ко всем объектам и услугам. Об этом шла речь на региональном семинаре по мобильности, который начался 17 октября в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза.
В конференц-зале гостиницы «Нафтан» собрались координаторы и партнеры кампании, представители межведомственной комиссии и рабочей группы по вопросам мобильности, специалисты профильных предприятий и организаций Полоцка и Новополоцка. Главным спикером выступил приглашенный международный эксперт Франк Веферинг.
Инклюзивный проект реализуется в Новополоцке с 1 ноября 2016-го. На протяжении этого года в основном велась информационно-обучающая работа, в которую были включены различные категории граждан, подчеркнул координатор проекта – заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Андрей Одиночкин.
Проводились и продолжают проходить тренинги и семинары для педагогов, родительской общественности, органов местной власти. Ведь одна из целей проекта – сформировать толерантное отношение к людям с инвалидностью. Кроме того, сделаны первые шаги по созданию инклюзивной городской среды. В средней школе №8 г. Новополоцка полным ходом идет строительство лифта. К началу 2018-го объект введут в эксплуатацию. На стадии разработки находится проект спортивной площадки, которую обустроят вокруг восьмой школы.
Постепенно Дворец детей и молодежи адаптирует пространство кабинетов и актового зала под особенности детей и молодежи с ограничениями. Еще больше планируется сделать в следующие два года. «Проект имеет свойство заканчиваться. Но это не значит, что Новополоцк перестанет жить идеями инклюзивной мобильности. Мы продолжим работу по созданию города, удобного для всех, – подчеркнул Андрей Одиночкин. – Уже сегодня при участии Полоцкого госуниверситета подготовлен проект модернизации ближайшего к СШ №8 перекрестка, что не предусмотрено кампанией. Это наша инициатива».
Мысль о том, чтобы сделать наш город удобным для жизни, тут же подхватили эксперты РОО «Белорусский союз транспортников» Полина Вардеванян и Павел Астапеня. Проект предполагает поэтапный переход к устойчивой городской мобильности, начиная от обустройства школы и заканчивая адаптацией дворов и улиц к нуждам всех граждан. Летом специалисты БСТ провели оценку доступности территории, окружающей СШ №8. Ее результаты и были озвучены в ходе семинара. В целом, 6-й микрорайон, где расположено учреждение образования, – один из лучших с точки зрения приспособленности инфраструктуры и зонирования пространства. Здесь есть потенциал для улучшения качества среды, но для этого нужно убрать все найденные недочеты. А их у экспертов набралось немало.
Заместитель председателя БСТ Валентина Леончик дала оценку транспортной и территориальной доступности Новополоцка и назвала основные установки Концепции устойчивой мобильности для нашего города. «Важно не только сформировать новый бренд «Новополоцк – город, удобный для жизни», но и сделать все возможное, чтобы ему соответствовать, – отметила Валентина Павловна. – В перспективе Нефтеграду предстоит создать систему мобильности нового качества, главным стержнем которого будет развитая трамвайная сеть, дополненная скоростными автобусными маршрутами, интегрированными транспортными узлами и перехватывающими парковками, а также новой инфраструктурой, предназначенной для комфортной пешей ходьбы и езды на велосипеде».
Об этом в том числе говорил международный эксперт по устойчивому транспорту и городской мобильности Франк Веферинг. Мобильность и инклюзия не могут существовать отдельно. Транспортная система должна быть доступна для абсолютно всех участников дорожного движения – независимо от состояния здоровья и достатка. Городское пространство важно обустроить с учетом требований безбарьерности, доступности и по правилам социальной инклюзии. Как грамотно и эффективно это сделать, рассказал Франк Веферинг.
Также в рамках регионального семинара выступил начальник отдела ЖКХ горисполкома Сергей Шамрило, который поделился впечатлениями о недавней поездке в Дармштадт и рассказал, какие наработки решили позаимствовать у немецких коллег и постепенно внедрить. Это, в частности, модернизация перекрестка Молодежная-Дружбы и поэтапное понижение бордюров. Слово держала и Ирина Усова, эксперт инклюзивного проекта и руководитель пилотной кампании ПРООН «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси», который на протяжении нескольких лет будет реализовываться в Новополоцке. Итогом станет единый план устойчивой городской мобильности с элементами инклюзии.
Анна Ободова
Фото автора