Один из самых известных представителей новополоцкого здравоохранения Анатолий ЗАВАДСКИЙ отмечает юбилей
В жизни каждого человека встречаются судьбоносные перекрестки, которые требуют решительного выбора. Об этом и не только в день своего 70-летия воспоминает один из самых известных представителей новополоцкого здравоохранения Анатолий ЗАВАДСКИЙ.
– Анатолий Анатольевич, начнем с поклона малой родине.
– Это Лепельщина. Край чистейших озер. Прекрасных лесов. Чудных людей. Быт семьи сельского учителя вращался в кругу типичных деревенских забот. Уже в детстве я понимал, что только упорным трудом смогу чего-то добиться в этой жизни.
Родной уголок Витебщины был и тем наставником, что утвердил меня в правильности избранного пути. После Полоцкого медучилища я три года отработал на Лепельщине в бригаде скорой помощи. Изъездил район вдоль и поперек. И с гордостью мог сказать, подавая документы в Минский мединститут, что в моем багаже 40 тысяч вызовов к больным.
На этом связь с колыбельной для меня землей не прервалась. После института я был принят ортопедом в Лепельский областной детский санаторий. Начинал с должности врача-ординатора. Затем возглавил здравницу. А дальше все замелькало, как в калейдоскопе. Этот период своей жизни я в шутку называю «временем знамений»…
– Звучит неожиданно! Кого-кого, а практикующих врачей меньше всего можно подозревать в склонности к мистике.
– Тут дело не в мистике, а в наградной системе Советского Союза. Тогда было принято вручать победителям соцсоревнования переходящее Красное знамя… И вот, по итогам 1981 года, эту награду получил наш санаторий. Так рассудило областное управление здравоoxpанения.
Никто особенно не возражал, а новополоцкие коллеги обиделись. Посчитали, что на этом наградном пиру их незаслуженно обнесли. Во всяком случае такое впечатление оставил разговор с заведующим горздравотделом Виталием Козловым.
Хороший организатор – а Виталий Васильевич был именно таким лидером – может поддаться сиюминутному порыву чувств, но по сути это всегда прагматик, человек холодного рассудка. Через несколько дней новополоцкое здравоохранение в его лице сделало мне предложение, от которого я не смог отказаться.
– Вы приняли должность главного врача санатория-профилактория завода БВК?
– Да, это был настоящий дворец здоровья. Индивидуальный проект. Виртуозная привязка к местности. Собственный минеральный источник. Эксклюзивная отделка интерьеров. Лучшие по тем временам технологии диагностики и лечения… У микробиологов было все, чтобы минимизировать последствия от неблагоприятных условий труда и вредной специфики производства. За год в санатории оздоравливалось 1 200 человек.
– И хорошо оздоравливалось, если «знамения» продолжались. Я правильно угадываю ход событий?
– Все верно. В 1986 году здравница Новополоцкого завода БВК была признана лучшей в отрасли. Знамя ВЦСПС – высокое признание. Соискателей наградного стяга было порядка 300. Все собрались в Москве и аплодировали делегатам небольшого белорусского городка с берегов Западной Двины.
Через неделю после возвращения из Москвы меня пригласил второй секретарь горкома партии Геннадий Голуб. Так, мол, и так. Выдвигаем вас на должность главного врача городской больницы. На раздумья сутки. Прощаясь, рекомендовал приходить с положительным решением.
Искус был большой, чего греха таить. Мне предлагали карьерный прыжок через две ступеньки. Это должности заведующего отделением и начмеда. С другой стороны, пугал груз ответственности. Тогда ведь все сплелось в один клубок. Переселенцы Чернобыля. Пик антропогенного воздействия промзоны. Дрейф политической системы в сторону развала…
Тем не менее взялся за гуж. Стал вникать в дела. Они были такими, что иной раз опускались руки. Тысяча коек. Персонала более того. Около 16 га территории. Порядка 11 километров инженерных сетей и трубопроводов. Корпуса с облупленной штукатуркой. Весь этот конгломерат нужно было приводить в божеский вид.
К счастью, мне было на кого опереться. Больница собрала людей, которые шли в медицину по призванию. Которые состоялись как специалисты и организаторы здравоохранения. Это Будченко, Волокитин, Кунцевич, Сосновик, Полонский, многие другие. С ними было интересно работать, не страшно «ходить в разведку».
А вот материально-техническая база оставалась занозой в сердце. Она требовала огромных капвложений. Настолько, что они были неподъемными для бюджета. В таких случаях принято пускать шапку по кругу. Я обратился к Петру Соломухе, директору НЗМ. Он помог выйти на главных хозяйственников нефтехимического комплекса Новожилова, Чесновицкого, руководителей других крупных предприятий и организаций. Практически методом народной стройки мы смогли за 2–3 года полностью отремонтировать инженерную начинку и внутреннюю часть корпусов.
Увы, жизнь за чугунным периметром больницы развивалась не в нашу пользу. Развал Союза обрекал всех на ресурсную анемию. В этих катастрофических условиях нас вновь и вновь выручали капитаны промышленности – люди, олицетворявшие созидательный потенциал Новополоцка и характерный для него дух сплоченности.
Началось укрупнение. После упразднения горздравотдела к больнице присоединили 15 профильных учреждений. Всю инфраструктуру здоровья. На этом этапе нам с коллегами удалось решить одну из важнейших задач детской стоматологии. За счет «Нафтана» были приобретены установки «Сименс». Мы отдали их школам города.
Путем централизованных закупок расшивались и другие «узкие места». В офтальмологии. Эндоскопической хирургии. Травматологии. Акушерском деле и родовспоможении. В это же время наша больница была трансформирована в межрайонный центр по оказанию экстренной медицинской и плановой специализированной помощи. В сфере ответственности оказалось 11 районов северо-запада Витебщины. То есть практически половина области.
– Анатолий Анатольевич, напомним нашим читателям о вашей общественной деятельности.
– Депутатом разных уровней вплоть до республиканского я был без малого четверть века. Два выборных цикла возглавлял Новополоцкий горсовет. Это в прямом смысле хождение в народ, в ходе которого доподлинно узнаешь, чем дышат твои избиратели, что их волнует, какие надежды они возлагают на государство. Работа в представительных органах полезна любому руководителю. Комедийный тост про птичку лучше многостраничных докладов объясняет – почему. Как бы высоко ты ни летал – не отрывайся от людей!
– Последний вопрос будет касаться больницы сестринского ухода. Как врач вы, создав приют сострадания, одним только этим подвигом сердца навечно вписали свое имя в историю Новополоцка…
– Я хорошо знал, что в городе остро востребованы такие виды услуг, как медико-социальная и паллиативная помощь. В силу разных обстоятельств некоторые люди остаются один на один со всеми бедами неотвратимой старости. Это упрек всем нам. Именно по отношению к старикам судят о степени цивилизованности общества.
С мотивами все просто. Сложно, как всегда, с деньгами. Бюджетных инвестиций не хватало. Пришлось воспользоваться испытанным методом народной складчины. Две цифры для понимания силы нашей солидарности. Бюджет смог выделить 200 миллионов старыми деньгами, благотворители всех форм собственности – 3 миллиарда. На эти средства мы сделали ремонт, купили мебель, оборудование, средства ухода – все с расчетом на 100 стационарных коек. Со временем под этой же крышей – но уже исключительно на деньги государства – был организован хоспис на 10 коек…
Возвращаясь к поводу разговора, хотелось бы через вашу газету поблагодарить всех, кто поздравил меня с юбилеем. Встречное пожелание будет простым. Дорогие мои, берегите себя и своих близких!
Владимир ФАКЕЕВ
Использованы фото из архива «Новополоцк сегодня»