С какими проблемами обращаются новополочане в горисполком по вопросам защиты прав потребителей
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей мы встретились с начальником отдела торговли и услуг Новополоцкого горисполкома Надеждой Красиковой и попросили ее рассказать о проделанной работе в данном направлении в 2017 году.
– Следует отметить, что количество обращений в горисполком по вопросам защиты прав потребителей за отчетный период несколько снизилось. Если в 2016 году нами было рассмотрено 19 обращений, то в 2017-м – 16. Из них в сфере торговли, при реализации товаров импортного производства – 5 (2016г. – 6), бытовых услуг – 6 ( 7), по иным вопросам –5 (6).
– И каков результат?
– По поступившим обращениям проведено 12 проверок, составлено 17 протоколов об административных правонарушениях. В итоге в досудебном порядке возвращен материальный ущерб на сумму 2,5 тыс.рублей.
– Надежда Игоревна, с какими проблемами чаще всего сталкиваются новополочане?
– Анализ показывает, что обращения граждан в основном содержат следующие вопросы: нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара, реализация товара ненадлежащего качества, порядок расчета с потребителями при возврате некачественного товара продавцу и другие.
– Приведите примеры.
– Потребителю был реализован бинокль импортного производства. В ходе его эксплуатации обнаружился дефект. Продавец отказал покупателю в удовлетворении требования о возврате с мотивацией об отсутствии гарантийного срока. Законом о защите прав установлено, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.
Гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории нашей страны.
По-прежнему большое количество обращений поступает относительно услуг по установке окон и дверей. Обращаем внимание на обязательное наличие в договоре сроков установки. В случае, если имеются претензии по качеству, их необходимо указать в акте приемки выполненных работ.
– Надежда Игоревна, несколько советов, как вести себя покупателям в возникающих сложных ситуациях?
– При приобретении товаров не в торговых объектах (например, на презентациях) следует обратить внимание на условия обмена либо возврата товара, которые зачастую производятся по месту нахождения юридического лица продавца. Если вы приобрели некачественный мобильный телефон, то вправе потребовать по своему выбору: замены товара на качественный товар, безвозмездного ремонта, уменьшения покупной цены, возврата денег. Требования продавцу потребитель вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя). Но если недостаток произошел по вашей вине – воспользоваться гарантиями закона вы не можете.
В том случае, если вы решили приобрести товар в интернет-магазине, в обязательном порядке сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре. Кроме того, в интернет-магазинах все без исключения продавцы должны выдавать вам кассовый чек. Если курьер торопится и отказывается продемонстрировать вам товар либо вскрыть герметичную упаковку для осмотра товара или демонстрации его в действии, лучше откажитесь от принятия товара, отметив в сопроводительных документах об отказе курьера в проведении проверки качества (внешнего осмотра, демонстрации работоспособности) товара.
Я назвала лишь некоторые моменты, на которые следует обращать внимание. В жизни таких ситуаций гораздо больше. Поэтому, если у вас возникли какие-то трудности и вы не в силах с ними самостоятельно справиться, – обращайтесь, мы вам поможем.
Павел ВЛАДИМИРОВ
Фото Дениса Лещика