«Когда проезжаешь мимо Логойщины, нет-нет да и вспомнишь какой-то эпизод из детства» – о своей малой родине рассказывает директор АТП №6 г.Новополоцка Иван Ращинский
Старшее поколение руководителей, которые работают в Новополоцке, – в основном люди приезжие. Большинство из них родились в других регионах, а затем волею судьбы оказались в нашем городе. Для многих он стал второй родиной.
Иван Ращинский, директор филиала «Автотранспортное предприятие №6 г. Новополоцка» как раз из тех, приезжих.
Родился он в 1960 году д. Силичи Логойского района. Сначала учился в местной начальной школе, а среднее образование получал уже в Логойской СШ №1. Поступил в Белорусский политехнический институт. По распределению в 1982 году его направили в Новополоцк, в автобазу №6. Дальнейшая трудовая биография Ивана Ращинского связана с этим предприятием и с этим городом.
– Иван Иванович, Силичи сегодня – это популярный в Беларуси горнолыжный курорт, где тренируются спортсмены и просто отдыхают любители зимних видов спорта. А какой эта деревня запомнилась вам с детства?
– Этот район у нас называют «белорусской Швейцарией», так как места здесь очень живописные: гористая местность, леса… Я и сам в детстве, впрочем, как и все мальчишки, любил побегать на лыжах – в те годы это было повальное увлечение. У нас в логойской школе треть класса занималась лыжами и биатлоном. Тогда Раубичей еще не было, и все соревнования проходили в Логойске. Так что мои детские воспоминания связаны со стреляющими лыжниками, которые проносятся по крутым склонам, кувыркаются.
И мои первые лыжи были сделаны из «обломышей», которые мы подбирали: отломанный нос лыжи как-то склепывали при помощи жестянки и катались. Возвращаясь к начальной школе, хочу отметить, что преимущество маленьких сельских школ заключается в том, что классы малочисленные, и тебя каждый день вызывают по всем предметам. Поэтому нужно было готовиться. Кто хотел, тот учился, получал определенную базу, что способствовало дальнейшему развитию.
– А в какой семье вы родились?
– Обычная сельская семья. Отец всю жизнь работал водителем, механизатором, словом, был связан с техникой. Наверное, это передалось и мне, поскольку я выбрал автотракторный факультет. Мать работала почтальоном. В нашей семье было четверо детей, я – самый старший, поэтому отвечал за всех младших.
У нас имелось свое хозяйство, и дети с ранних лет помогали родителям. Как и все деревенские ребята, я умел косить, обращаться с лошадью, выполнять другие крестьянские работы. У каждого были свои обязанности. При этом мы успевали делать уроки, находили время и для детских игр и забав.
– В настоящее время кто-то из вашей родни проживает в Силичах?
– Отца с матерью уже нет. Ушла из жизни и одна из сестер. Но родительский дом остался и используется как дача другой сестрой – она там главная. Так получилось, что когда я переехал в Новополоцк, то познакомился со своей будущей женой, которая в то время училась на первом курсе местного института. Спустя пару лет мы поженились. И если бы я не обзавелся здесь семьей, то, может быть, уехал бы после обязательной отработки. Ведь там остались все мои родственники, друзья, а здесь по большому счету близких людей и не было. Но мы с женой приняли решение: она заканчивает учебу, а я продолжаю работать в автобазе. Со временем появились и друзья.
– А как часто вы бываете на своей малой родине?
– Когда мои дочери учились в Минске – одна в педуниверситете, а другая на моем факультете в БНТУ – я в Силичах бывал довольно часто, так как дети находились там, потому что до Новополоцка далековато. Затем они вернулись в наш город. Поэтому в деревне я уже редкий гость. Но по возможности навещаю свой малый уголок, к тому же в Логойске похоронены мои родители.
– Иван Иванович, уже с высоты сегодняшнего дня, как вы считаете, сказался ли на вашем характере уклад деревенской жизни, как сформировало прошлое вас нынешнего?
– Несомненно. Как я уже говорил, будучи старшим, присматривал за младшими, нес за них какую-то ответственность. В этой же деревне рядом жили бабушка с дедушкой – у них в семье было семеро детей, и моя мама – старшая. Я видел их отношение к труду, к окружающим людям. Поэтому вся эта обстановка наложила существенный отпечаток, и дальнейшая моя жизнь продолжается по тем правилам, которые были заложены в детстве.
А в общем, я везучий человек, потому что все получалось и в школе, и в институте. Да и по работе все складывалось довольно гладко: инженер, начальник отдела, заместитель директора, директор. Так что состоялся я именно в Новополоцке. Если честно сказать, для меня сегодня он стал второй родиной. Уже чувствую, что я здешний, здесь прошла большая часть моей жизни – отработал почти 40 лет. Многое связывает нас.
– Но ностальгические нотки все же остались?
– Конечно. Особенно когда проезжаешь по минской трассе мимо Логойщины, нет-нет да и вспомнишь какой-то эпизод из далекого детства. Сегодня Силичи уже далеко не те, что были в мои детские и юношеские годы. Из когда-то деревеньки в 40 дворов она превратилась в современный большой поселок. Здесь все уже совсем по-другому. Если раньше в ненастную погоду по деревенской улице можно было пройти лишь в резиновых сапогах, то теперь всюду асфальт, проведен газ, вода.
Вместо незамысловатых хат красуются добротные коттеджи. Сказывается близость к столице – всего 24 км, да и сам горнолыжный комплекс способствует развитию этого населенного пункта. Я счастлив тем, что и сам в какой-то мере вложил частичку в благоустройство своей малой родины. На строительстве горнолыжного курорта работали и машины из АТП №6: возили гравий, песок, грунт. Это был один из наших объектов, и я туда нередко наведывался. Радовался тому, как хорошеет моя малая родина. И в самом деле, она здорово преобразилась.
Павел Владимиров
Фото Дениса Лещика и realt.by