Марина Кругликова: «Мне важно то, что между строк, между смыслов…»
Ее графические картины – это взгляд вглубь себя. Своего рода символические порталы, которые заставляют работать наше воображение. Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета, формы, объема и сами открываем чудо совершенно иного мира. Таким образом между художником и зрителем протягивается невидимая ниточка взаимопонимания, сотворчества.
Сегодняшний гость культурного проекта «Особа» – новополоцкая художница, член Союза художников Республики Беларусь, преподаватель кафедры «Архитектура» Полоцкого госуниверситета Марина Кругликова.
Она не раз представляла свое творчество на площадках ведущих художественных музеев Минска, Витебска, Полоцка, Гродно, Санкт-Петербурга. Работы новополочанки находятся в собраниях художественной галереи Фридрихсхафена, Музея современного искусства Минска и Художественной галереи Полоцка, частных коллекциях Беларуси, Германии, стран Балтии.
? Марина Леонидовна, вы не только талантливый график, но и мастер каллиграфии. Посредством линии умело и точно передаете различные состояния окружающего мира, природы, погружаете в бездну Вселенной. Как рождаются сюжеты ваших картин?
– Мне не интересен сюжет в изобразительном искусстве. Меня увлекает метафизика, символизм, неоднозначность и единство мира, взаимосвязь всех его составляющих, иллюзорность привычной реальности. Мне важно то, что между строк, между смыслов… Мои работы скорее слепок, отпечаток мира, моего мироощущения. На работу всегда важно настроиться, «войти в поток». Иногда долго не получается начать, хожу с этим «грузом», пока не появляется более ясное представление, как «сказать» то, что хочешь выразить. Даже когда ясно вижу задуманное, в результате получается нечто неожиданное, как-будто кто-то водит моей рукой… Сам процесс является огромным удовольствием для меня, хотя требует максимальной концентрации, полного слияния с работой.
? Совсем недавно в выставочном зале музея истории и культуры проходила ваша персональная выставка «ПЕРОтехника». Откуда такое название?
– Слово «перотехника» я придумала сама, так как представленные работы выполнены тушью и пером. Все знают, что такое «пиротехника», в этой игре букв игра смыслов. Мои работы медитативны и каждую можно назвать «медитация». Более конкретные названия привязывают зрителя к привычному смыслу, уплощают восприятие, задают рамки… Интересно, что зрители говорят о сильном эмоциональном и психологическом воздействии, «работы затягивают и уносят в другие измерения».
? Расскажите о своем творческом и профессиональном пути.
– Мою судьбу определила учеба в детской художественной школе Новополоцка. Здесь была настоящая творческая среда: друзья-единомышленники, молодые талантливые преподаватели, которые не только учили, но и сами творили (а это очень важно!). После окончания школы поступила в Белорусский государственный театрально-художественный институт (сейчас Белорусская государственная академия искусств) на кафедру графического дизайна. Заведующий кафедрой Анатолий Заневский создал творческую атмосферу, возможность общаться на равных, свободно выражать свои мысли. Я очень благодарна преподавателям, которые повлияли на мое формирование как профессионала. Выставляться начала еще в студенческие годы – в 1993 году в Музее белорусского книгопечатания Полоцка прошла моя первая персональная выставка.
После окончания института работала в Новополоцком филиале Витебского комбината «Мастацтва», куда попала по распределению. Делала проекты, суперграфику, плакаты, разрабатывала логотипы, знаки, фирменные стили. Самым большим и интересным проектом стала художественная галерея Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Это была непростая, долгая работа и над проектом, и над реализацией.
? Для большинства современных студентов ПГУ вы, в первую очередь, преподаватель. Как раскрываете молодые таланты?
– Преподавать я начала в 2011 году, когда заведующая кафедрой «Архитектура» Галина Захаркина предложила попробовать. Я подумала, что могу быть полезной молодым, способна поделиться опытом, знаниями, секретами мастерства и профессионализма. Люблю работать и общаться со студентами, молодыми профессионалами, ценю их любопытство, осмысленность, открытость новому опыту. Стараюсь найти подход к каждому, раскрыть и развить способности, осознанность, очень радуюсь их успехам.
? Что в ближайших творческих планах?
– Больше времени проводить в мастерской, сделать выставку вместе с моим сыном Ильей.
Нелли Радько