«Быстрый кофе». Секреты успеха мобильной кофейни новополочанина Андрея Турченко
Летом 2012-го Андрей Турченко отправился в Киев на экскурсию, а вернулся с идеей собственного бизнеса. В столице Украины новополочанин обратил внимание на многочисленные кофейни на колесах. Мобильные, требующие минимальных стартовых вложений и не предусматривающие дополнительных трат на аренду – в голове моментально выстроилась бизнес-модель.
По приезду Андрей промониторил местный рынок, оказалось, в Витебской области подобных проектов нет. Уже через полгода, в январе 2013‑го, была зарегистрирована фирма ЧТУП «Быстрый кофе». На личные сбережения закуплены кофейное оборудование и первый автомобиль, который предприниматель собственноручно переоборудовал. Сегодня машины и ларек возле ТЦ «Пралеска» с фирменным логотипом «Мобильная кофейня» знают многие горожане, а также жители отдельных районов Беларуси. Как удалось развить узконаправленный бизнес и, самое главное, привить культуру уличного кофепития, «НС» узнавала у Андрея Турченко.
Сказать, что первый год работы был крайне тяжелым, ничего не сказать, признается предприниматель. Ежедневно «Мобильная кофейня» выезжала по двум разрешенным горисполкомом адресам – автомобиль стоял возле ТЦ «Пралеска» или в Полоцке на площади Ф. Скорины. Первых покупателей приходилось буквально приводить за руку: у горожан не было понимания того, как можно покупать кофе, приготовленный в машине, и употреблять его на улице. Постепенно барьер был сломлен. Столкнулся предприниматель и с решением вопроса закупки бумажных стаканчиков и деревянных размешивателей для кофе. В то время в Беларуси подобную продукцию не производили, либо она завозилась в страну по высоким ценам. Благо сегодня с этим проблем нет.
В последние годы ЧТУП «Быстрый кофе» выбрало более рациональное направление ведения бизнеса: «Мобильная кофейня» начала обслуживать городские, областные и республиканские праздники – такие, как Купалье в Александрии, «Славянский базар» в Витебске, «Дожинки», где бы они ни проводились. Массовость здесь играет на руку, делает хорошую рекламу и помогает продвигаться. За счет грамотного пере
форматирования бизнеса с учетом экономической ситуации и удается держаться на плаву. Но не только в этом кроется успех фирмы.
«Бизнес строится на мелочах» – это один из подходов к работе Андрея Турченко. Прежде чем запустить свое дело, предприниматель все дотошно просчитал, вплоть до того, сколько порций кофе ежедневно горожане будут покупать. Скрупулезно Андрей подошел и к выбору бариста, осознавая, насколько важна в этом бизнесе личность человека. Девиз фирмы – «Мы не продаем кофе, мы дарим людям радость», поэтому «кофевар» должен быть профессионалом, открытым, общительным человеком с отличным чувством юмора. Так, предприниматель пригласил работать в Новополоцк известного бариста из Киева. Также не ускользнула от Андрея и такая мелочь, как музыкальное сопровождение. В мобильных кофейнях звучит спокойная итальянская музыка, располагающая к общению и приятному отдыху. К тому же тщательно был проработан такой пункт, как «коммуникация с клиентами»: задаваемые бариста вопросы настолько грамотно составлены, что ответы на них, как бы это удивительно ни звучало, ускоряют процесс приготовления кофе.
Еще один секрет – не бояться экспериментировать. Два года в Витебске на разных точках работала новополоцкая «Мобильная кофейня». Эксперимент прекратился из-за низкого спроса жителей областного центра. Дальше предприниматель попробовал разнообразить ассортимент продукции: в меню появились хот-доги, соки. Предложение не получило поддержки горожан, поэтому было принято решение оставить только традиционные горячие напитки. Четыре месяца назад Андрей внедрил новую идею. В меню напротив привычных жителям позиций появились «кофе по-французски», «меланж по-венски», «флэт уайт». И знаете, что произошло? Новополочане как покупали стандартные латте, американо и капучино, так и продолжают это делать. Андрей лишь с улыбкой дополняет: во всех ситуациях был приобретен опыт, который всегда бесценен.
Главный же секрет ведения бизнеса, подытоживает предприниматель, заключается в качестве производимого продукта. Андрей Турченко приобрел профессиональные кофеварку и кофемолку в торговую точку возле ТЦ «Пралеска» и в каждую машину. Требователен он оказался и к кофе: долго искал сбалансированное соотношение арабики и робусты, любимый новополочанами вкус нашел в итальянской марке Covim. «Мы уверены в качестве предлагаемого кофе, поэтому не боимся конкурентов. – подчеркивает Андрей. – Вообще здоровая конкуренция должна быть. Она стимулирует развиваться, искать новые подходы, вкладываться в дело. Только так можно выжить в сегодняшнее непростое время».
Говоря о перспективах, Андрей Турченко рассматривает варианты развития дополнительных услуг. Сегодня он уже занимается ремонтом кофейного оборудования. Благо знаний и опыта хватает: в 2005-м новополочанин закончил радиотехнический факультет ПГУ, некоторое время работал по специальности. Но самое главное, Андрей настроен улучшать качество сервиса, увеличивать число клиентов и продолжать дарить радость горожанам: «Ведь тот, кто однажды попробовал напиток, приготовленный в «Мобильной кофейне», остается верен фирме. Наш кофе действительно делает людей немного счастливее».
Анна Ободова/ фото Дениса Лещика