Гость проекта «Особа» – актер заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь студенческого театра «АРТ» Сергей Щербаков
Сегодняшний гость культурного проекта «Особа» действительно особенная, неординарная личность. За 20 лет театральной карьеры ему удивительным образом удавалось избегать общения с журналистами. Он ни разу не дал ни одного интервью!
Харизматичный, яркий, невероятно эмоциональный на сцене, в жизни он скромен, тактичен, даже несколько замкнут. Признаюсь, договориться о встрече было не просто. Оттого так ценно и волнительно было наше общение. Те, кто хоть раз видел постановки заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь студенческого театра «АРТ» Полоцкого госуниверситета без труда узнали на фото великолепного актера, обладателя множества наград республиканских и международных театральных фестивалей, в том числе четырежды за «Лучшую мужскую роль», Сергея Щербакова.
Сергей, расскажите, как вы пришли в театр?
– На сцене я со школьной скамьи. Учился в СШ №9 (ныне гимназия №2). Однажды меня увидела руководитель образцового театра «Павлинка» Анна Шелепова и спросила: «Мальчик, а ты не хочешь играть в театре?». Я с радостью согласился. Подумал, это же так интересно!
Но уже первая роль в водевиле В.Соллогуба «Беда от нежного сердца» стала для меня серьезным испытанием. Волнение перед премьерой было таким сильным, что Анна Яковлевна сокрушительно вздохнула: «Этот мальчик сорвет спектакль…». Однако на сцене мне стало как-то спокойно, пришла уверенность, и я с легкостью отыграл всю постановку, ни разу не запнувшись. Окончив школу, поступил в ПГУ на историко-филологический (сейчас гуманитарный) факультет. По удивительному стечению обстоятельств сюда пришла работать и Анна Яковлевна. Естественно, что в труппе ее нового театра «АРТ» я был в первых рядах. Так вот и получается, что играю у Анны Шелеповой дольше, чем существует коллектив. Однако, выходя на сцену, до сих пор волнуюсь, как в первый раз.
Удивительно. Ведь как актер вы абсолютно органичны. Как справляетесь с волнением?
– Я даже знаю, как это объяснить. Первые несколько минут дикого мандража, но как только я улавливаю связь с публикой, волнение исчезает, и я уже не Сергей Щербаков, а совсем другой человек.
Как удается вживаться в роль, так точно передавать характер, историю персонажа?
– Любой постановке предшествует от 50 до 90 репетиций. Все продумывается, обговаривается каждая деталь с режиссером. На сцене ты должен знать о своем персонаже все. Кто он? Откуда? Если это не прописано в сценарии, самостоятельно додумать биографию. Чтобы родился полноценный образ, его нужно воспитать в себе. Каждая роль – это большая внутренняя, ежедневная работа. Нужно войти в состояние героя, «прочувствовать его кожей». Ты должен быть абсолютно искренним со зрителем, и тогда он тебе поверит.
Вы отыграли множество ролей. Четырежды были награждены дипломом за «Лучшую мужскую роль» и «Актерское мастерство» на международных театральных фестивалях. Что это были за работы и какая из них особенная для вас?
– Я все свои роли люблю. На международном фестивале «Простор» (г.Чернигов, Украина) играл молодого человека Александра с тонкой душевной организацией в постановке «Беда от нежного сердца». В Днепропетровской «Рампе» – ловца наград Жана по пьесе Кароль Фрешетт «Жан и Беатрис». Два диплома за роль того же Жана и комичного Иванова в «Петербургском анекдоте» по пьесе П. Григорьева привез с международных форума университетских театров и фестиваля «Вильнюсская рампа» (г. Вильнюс, Литва). Это разные образы, но все они близки мне по-своему.
В театр вы пришли школьником. Доросли до настоящего актера. Многому научились у Анны Шелеповой, даже стали помощником режиссера. Теперь сами учите молодых ребят играть. Сложно ли работать с современным поколением? Чем оно отличается от вашего?
– Да практически ничем. Меняется только внешняя составляющая жизни, а люди остаются такими же.
А не хотелось ли вам когда-нибудь попробовать себя в кино? Или даже сменить сферу деятельности?
– Так получилось, что сцена стала моей судьбой. После окончания университета я работал по специальности – в музее истории и культуры Новополоцка, но как-то не сложилось. Попробовал себя и в кино. Сыграл в совместном белорусско-российском сериале «Настоящая жизнь» помощника художника в театре. Очень интересный опыт. Однако киноактер – это нестабильность, неустроенность, постоянные разъезды, а я люблю свой город, свой театр. «АРТ» – это большая дружная семья. Наша сила в искренности перед зрителем, в правде того, что мы делаем.
Постановки «АРТа» действительно имеют очень серьезный философский подтекст. А случалось ли вам когда-нибудь наблюдать, как сыгранная вами роль или произнесенная фраза изменили чье-то отношение к себе, окружающим, заставили человека задуматься о том, как он живет?
– Да, случалось. На следующий день после спектакля «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова ко мне на улице подошли парень с девушкой и спросили: «А Марат с Ликой были счастливы после?». Я не задумываясь ответил: «Да». Ребята облегченно вздохнули: «Слава богу, а то мы всю ночь не спали – думали, переживали». А однажды знакомый парень признался, что если бы он хотя бы на две недели раньше увидел наш спектакль «Жан и Беатрис», то не расстался бы со своей девушкой.
Обсуждают не нашу игру, а героев постановки, то, что происходит на сцене. Значит, то, что мы доносим до зрителей, цепляет, нам верят. А это и есть высшая похвала для актера.
Нелли Радько