Будущее отечественной нефтепереработки в руках молодежи
Первый белорусский бензин был получен 9 февраля 1963 года. С этого дня новополоцкий нефтегигант ведет летопись своих свершений. На каждой странице похвала заводской молодежи. Традиция доверия ее энтузиазму, пытливости и трудолюбию восходит к периоду первостроительства. С экскурса в то – легендарное уже – время начался разговор нашего корреспондента с заместителем генерального директора ОАО «Нафтан» по идеологической работе, кадрам и социальному развитию Сергеем ЕВТУШИКОМ.
Сергей Иванович, кто сегодня, кроме ветеранов предприятия, помнит, что соотношение молодости и опыта в рядах персонала, пускавшего первую очередь НПЗ, было десять к одному?!
– В начале 60-х годов коллектив предприятия был невероятно молод. Потому что демографический срез того времени имел одну неповторимую особенность. В управленческий штаб входили опытные специалисты, которых приглашали из традиционных центров нефтепереработки. Они же стояли у руля цехов и технических служб, брали под начало установки, объекты общезаводского хозяйства и вахтовые бригады.
Приехавших было человек 100-150. А первая очередь завода уже на стадии пусконаладки требовала 1200 «штыков». Где их находили? Да здесь же, на месте. Строителей – каменщиков, бетонщиков, плотников – переучивали с привлечением кадровых нефтепереработчиков. Днем – работа, вечером – учеба. Другой категорией новобранцев были выпускники школ и вчерашние армейцы, отслужившие срочную. Когда эта молодежь осваивала определенный техминимум, ее направляли на действующие НПЗ. В перечне городов-наставников Орск, Уфа, Ярославль, Куйбышев. Там новополоцкие парни и девчата получали рабочие места, стажировались, чтобы вернуться домой с разрядом оператора или машиниста.
Так работал конвейер профессиональной подготовки в ускоренном варианте. Он дал путевку в жизнь сотням заводчан, которые со временем стали гордостью «Нафтана». Это Герой Соцтруда Аркадий Козлов, орденоносцы Евгений Мамяко, Антон Андрукович, Борис Лившиц, Антон Улосевич, Геннадий Рыльков, Борис Коханович, Анатолий Павловский, Василий Атращёнок, многие другие. Словом, главное предприятие Новополоцка и всей белорусской нефтехимии строила и пускала молодежь. А в руках наставников были сосредоточены функции управления. Потом время стало брать свое. Начался естественный процесс старения персонала. И сегодня в социальном паспорте «Нафтана» иные возрастные пропорции.
Какие?
– Средний возраст работников – 40 с небольшим. Доля молодежи до 31 года без малого 21 процент. Это около 2200 человек. В руках молодежи, говоря фигурально, 61 портфель руководителя, 319 портфелей служащего.
Образовательный ценз вахтового персонала еще одна примета новейшего времени. Четыре из каждых десяти молодых работников «Нафтана» имеют диплом о высшем образовании. Их концентрация стремительно возрастает на сложных технологических объектах. На установках, вошедших в строй в рамках модернизации предприятия, профильный факультет университета – норма. Здесь высшее образование требуется по умолчанию.
Надо полагать, завод вправе требовать. Зарплата. Соцпакет. Медицинский сервис. Условия для отдыха и реализации культурных запросов… Нафтановский стандарт – образец для всей Витебщины.
– Желающих попасть к нам много. Но за вакансию нужно побороться. Работа по закреплению кадров начинается на стадии студенческих практик. Через эти смотрины ежегодно пропускается около 500 человек. Отбор строгий. А тот, кто его прошел, должен засучить рукава. Карьерный лифтинг у нас начинается с рабочей должности. Только так молодой производственник может познать истинный вкус трудового хлеба. И суть выбранной профессии.
Все напоминает забег на длинную дистанцию. Уже года через 3-4 половина этих ребят и девчат получают должности руководителей и специалистов. Еще через год-другой кадровый резерв выбирается ими полностью. Адаптации помогают институт наставничества и другие формы работы с молодежью.
Сергей Иванович, не хлебом единым жив человек…
– Согласен. Интересный досуг для молодых работников также важен, как содержательный и благодарный в своей основе труд. Мы приветствуем любые формы самореализации, работающие на имидж предприятия, укрепляющие корпоративный дух. В колдоговоре в поощрительном ключе сформулировано отношение нанимателя к спортивным увлечениям заводчан. Причем социальные партнеры в лице администрации и профсоюза ничего не навязывают. Главное, чтобы люди разумно относились к собственному здоровью.
Все знают, что «Нафтан» – спонсор хоккейной и футбольной команд Новополоцка. Меньше известны достижения заводских спортсменов. А у нас есть гроссмейстер по шахматам, мастера спорта международного класса го кикбоксингу и тайскому боксу. Последнее время ушли в тень любители подводной охоты, которые в недалеком прошлом брали награды на международных соревнованиях. Зато на подъеме бодибилдинг, спортивное ориентирование, такие новомодные увлечения, как силовой экстрим, кроссфит, пейнтбол, всевозможные интеллектуальные игры.
И в городе, и за его пределами наслышаны о нашем конкурсе «Нафтаночка». По мне, так его нужно ставить выше обычных шоу, сделанных как под копирку. На сцену нашего Дворца культуры выходят не просто красавицы. В житейском багаже у каждой серьезные достижения. Семья и дети. Уважение коллег. Работа, требующая сил, знаний, самодисциплины.
В минувшем году провели молодежный бал. Это был дебют. Отзывы только восторженные. Значит, на одно культурное явление в общественной жизни предприятия стало больше. Есть основания для превращения разового мероприятия в изысканный зрелищный сериал.
Что хочется сказать в завершение разговора. «Нафтан» всегда был зеркалом, в котором отражались производительные силы страны. В 60-е и 70-е годы для завода первостепенную важность имели валовые показатели. Пик экстенсивной экономики пришелся на 1980 год, когда было переработано 25 миллионов тонн нефти. Много? Очень! Но половина углеводородного сырья уходила в топочный мазут. Гигантизм технологических установок закономерно должен был уступить иной модели производства. Такой, которая во главу угла ставит эффективность процессов, глубину переработки, мировой уровень качества товарной продукции.
Символом нефтепереработки XXI века являются объекты реконструкции и нового строительства, которое ведется в рамках заводской стратегии развития. Это крупнотоннажная «первичка» АТ-8 и комплекс замедленного коксования нефтяных остатков, пуск которого не за горами. Молодежь смело берется за освоение прорывных технологий, управляет ими в диалоге с искусственным интеллектом электронных систем. Во внуках герои первостроя, упомянутые в начале разговора, видят достойных наследников своей трудовой славы. Руководство предприятия солидарно с такой точкой зрения. Именно с молодежью локомотивное предприятие белорусской нефтехимии связывает свои планы и надежды.
Владимир ФАКЕЕВ
фото из архива газеты «Вестник Нафтана»