Последнее дело Евгении Трапезниковой
Есть люди, дела которых живут и после них. Педагог и патриот, создатель народного музея боевой славы в средней школе №2, ветеран белорусского и международного поискового движения, Почетный гражданин города Новополоцка Евгения Анатольевна Трапезникова была одной из тех, кто посвятил свою жизнь делу восстановления исторической правды о павших героях Великой Отечественной войны. Дело радистки Лизы стало последним в ее богатой трудовой биографии…
В преддверии Дня Победы в маленькой деревушке Цветино Миорского района прошло перезахоронение останков героически погибшей в годы войны молодой разведчицы. Ее подвиг и даже имя могли навсегда исчезнуть из истории, если бы не новополочане.
Ия Михневич, уроженка Цветино, в Новополоцк переехала еще в молодости. Здесь состоялась в профессиональном и личностном плане, однако всегда с особым трепетом относилась к истории родного края.
– Сегодня наша деревня из разряда вымирающих, а в годы моей юности была крупной, где имелась своя школа. В канун 9 Мая мы с классом ежегодно ходили убирать небольшой скромный памятник на краю деревни – вблизи д. Голенчино. Говорили, что там похоронена радистка Лиза, убитая фашистами во время Великой Отечественной войны. Но кто она такая и откуда, никто не знал. Мать моей соседки Мария Ляхнович рассказала историю смерти этой девушки.
Дело было так. В июне 1944 году она вместе с тремя партизанами пришла в дом местного жителя попросить еды. Тот якобы пошел по хозяйству справляться, а на самом деле сдал своих гостей полицаям. Спасаясь, они кинулись в лес, но фашистская пуля догнала молодую разведчицу. Единственно выживший из этой четверки партизан чуть позже вернулся в деревню и попросил местную жительницу похоронить девушку под именем Лиза. Меня с детства волновала эта история. Однажды мы с сестрой решили выяснить, кем же она была? Куда только не писали письма, но все тщетно. Случай свел нас с учителем средней школы №2 г. Новополоцка Евгенией Трапезниковой. У нее был богатый опыт в поисковой работе и налажены связи с архивами по всей территории бывшего СССР, – в беседе с корреспондентом «НС» рассказала Ия Петровна.
Однако дело погибшей в далекие 40-е минувшего века оказалось очень запутанным. Практически два года кропотливой бумажной работы пришлось потратить на изучение и сопоставление всех имеющихся фактов. Большую работу провел народный музей боевой славы средней школы №2. «Это одно из самых сложных дел, которое было в нашем поисковом досье. Приходилось работать на удаленке сразу с несколькими российскими архивами. Информацию собирали буквально по крупицам», – поделилась учитель истории, главный хранитель фондов музея СШ №2 Ксения Антонова.
Спустя 75 лет имя героя было установлено. Радисткой Лизой оказалась старший сержант Елизавета Борисовна Никишина, 1922 года рождения, уроженка Рязанской области. До войны она проживала в Москве. Служила в составе разведывательной группы Прибалтийского военного округа, которая действовала в тылу противника в районе деревни Язно-Дисна (лесной массив Черная гора). До освобождения этой территории от фашистских оккупантов она не дожила всего два дня, трагически погибнув на Миорской земле в возрасте 22 лет… После установки имени над героически погибшей разведчицей нависла еще одна угроза. Прошло много лет, как школу расформировали, и ее памятник оказался в забвении. Могила практически утопала в болоте и вотвот могла оказаться погребена в трясучей пучине. В дело вновь вмешались Ия Михневич, ее сестра Наталья Глебко и средняя школа №2, которые вышли на местные органы власти с просьбой перезахоронить останки разведчицы. Им пошли навстречу. По согласованию с управлением по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь Витебский облисполком принял решение о переносе воинского захоронения на гражданское кладбище в агрогородке Цветино.
Очень жаль, что до момента перезахоронения Елизаветы Никишиной не дожила Евгения Анатольевна Трапезникова…
Нелли РАДЬКО
Фото СШ №2