Новополоцким предпринимателям рассказали, как построить бизнес по франшизе
Как построить прибыльный бизнес по готовой финансовой модели? Об этом начинающим предпринимателям Полоцкого региона рассказали на бесплатном обучающем семинаре. Встреча проходила в рамках проекта ПРООН «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Беларуси» («Малые города»).
Теория
О франшизе в Беларуси, в отличие от стран-соседей, заговорили сравнительно недавно. Такие данные приводит председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.
И с каждым годом интерес предпринимателей к данному инструменту создания бизнеса только растет. Причем они выступают не только как франчайзи – тот, кто покупает готовый коммерческий проект, но и становятся франчайзерами – теми, кто продает свою бизнес-модель. Так, если в 2013 году на белорусском рынке было две компании, которые предлагали франшизы, то сегодня их около 90. Еще порядка тысячи субъектов хозяйствования работают с использованием чужого успешного опыта.
В чем же привлекательность франшизы? Прежде всего, в возможности абсолютно легально воспользоваться готовым финансовым продуктом, подчеркивает Ольга Леонтьева. Ведь открытие собственного дела всегда сопряжено с материальными рисками, нужно прикладывать огромные усилия, чтобы привлекать клиентов и конкурировать с похожими бизнесами. А здесь за предпринимателя уже совершили все возможные ошибки и разработали рабочую бизнес-модель. Кроме того, франчайзи оказывается всесторонняя поддержка со стороны франчайзера, с такой «подушкой безопасности» проект обречен на успешное существование.
В Полоцком регионе есть удачные примеры ведения бизнеса по франшизе. Предприниматели обращаются к раскрученным брендам, открывают общепитовские заведения или розничные точки по продаже, например, кондитерских изделий, алкоголя. И это становится одним из самых действенных способов составить конкуренцию местным опытным ИП и крупным игрокам из столицы, запускающим здесь свои филиалы.
Практика
Чужой бизнес стал личным успехом и для нашего земляка Антона Рыбинского. В марте 2017-го он, будучи в гостях у друзей в Минске, случайно попал на паб-квиз «Мозгобойня». Игра захватила настолько, что молодой человек решил организовывать подобные барные викторины для почти 300-тысячного населения Полоцкого региона. Уже в начале апреля Антон прошел собеседование у питерских владельцев франшизы, оплатил первоначальный взнос в 500 евро и 10 апреля провел первую игру.
Людей собралось порядком, и это притом, что анонс игры был сделан только в группе в соцсетях. К инструментам рекламы Антон не обращался и до сих пор ими не пользуется. Нет необходимости: сначала работало имя, теперь – сарафанное радио. Уже 2,5 года игры стабильно проходят раз в две недели, серией по 3-4 дня. Участвуют до 500 человек. Большим плюсом Антон называет и возможность круглосуточно получать поддержку от франчайзера. В абонентскую плату также входит доступ к лицензионному комплексу с уже готовыми маркетинговыми продуктами, пошаговой инструкцией по организации и проведению игр, постоянно обновляющимися заданиями для викторин. В итоге бизнес – в удовольствие, не занимает много времени, что позволяет совмещать его ведение с основной работой.
Для того, чтобы подобрать франшизу, нужно сначала выбрать сферу, в которой интересно развиваться, дает советы Ольга Леонтьева. Франчайзера можно найти в каталоге франшиз – на так называемой онлайн-площадке предложений, созданной в том числе в Беларуси. Конечно, есть вариант обратиться в ассоциацию «Белфранчайзинг», которая укорачивает путь к открытию бизнеса по франшизе.
Анна ОБОДОВА
Фото Дениса Лещика