Говорящие руки. Гость проекта «Особа» — музыкант, дирижер народного женского камерного хора Центра культуры Новополоцка
Первое, на что мы обращаем внимание, когда смотрим выступление хора или оркестра, – это руки дирижера. Их неистовое взмывание вверх, в сторону, плавное опускание и снова порыв – не заученный ритуал, а осязаемое искусство рождения музыкального произведения прямо на глазах у зрителей.
Выразительные, «говорящие» руки – дар, который дается далеко не каждому. Прекрасный педагог и музыкант, гость очередного проекта «Особа»
им виртуозно владеет. Она стояла у истоков начального музыкального образования в городе, 40 лет отработала в детской школе искусств №1, воспитала не одно поколение талантливых ребят. И вот уже 12 лет руководит чудесным коллективом, в творческом арсенале которого десятки благодарностей, грамот и побед, – народным женским камерным хором Центра культуры г.Новополоцка.
Галина Степановна, начать хотелось бы с личных поздравлений. В этом году вы отметили свой 75-летний юбилей. Чудесным образом он совпал со всенародным празднованием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Знаю, для вас это тоже особая дата. Ваш отец – Герой Советского Союза Степан Степанович Манкович – внес значительный вклад в партизанское движение Минской области. Расскажите немного о своей семье.
– Мои родители родом с Бегомльщины (ныне Докшицкий район). Во время Великой Отечественной войны отец был комиссаром партизанской бригады «Железняк», благодаря которой Бегомльский край не был оккупирован фашистскими войсками. Для связи с Большой землей туда даже прилетал самолет. Когда едете по Минской трассе, наверняка замечаете памятный мемориал с самолетом советских времен – так вот это реликвия о событиях тех лет. Именем отца названы одна из улиц в Бегомле и средняя школа в деревне Березино, в которой он родился. Самое удивительное, что все мои познания о его военных подвигах из рассказов старших сестер и братьев. Ни мама, ни уж тем более отец никогда не говорили об этом времени. На мои расспросы папа лишь отвечал: «Война – это не для рассказов». Он был очень ответственным и трудолюбивым человеком. Его ставили на высокие должности и отправляли поднимать народное хозяйство по всей стране. Куда нас только не забрасывала судьба!.. «А жить и строить» помогала песня. В нашей семье все были певучие. Я с детства участвовала во всех школьных концертах, но мысли о том, чтобы пойти учиться музыке, у меня даже не возникало…
Так как же вы попали в ее «плен»?
– Не поверите – через швейную фабрику в Молодечно. После окончания школы я пошла туда работать и параллельно выступала в городском ансамбле песни и пляски. Им руководил заслуженный деятель культуры Беларуси Иосиф Сушко, который и порекомендовал поступать в музыкальное училище. Так я стала учащейся Молодечненского государственного музыкального училища им. М.К.Огинского (ныне – колледж). Моим первым педагогом был известный дирижер Николай Елисеенков. Это был мастер! Я многое у него взяла в творческом плане. Еще будучи третьекурсницей руководила девичьим и юношеским хорами политехнического колледжа, с которыми и сдавала государственный экзамен. В Новополоцк приехала по распределению. Годы деятельности в детской школе искусств №1, в которой я отработала много лет, были наполнены для меня бесконечной радостью творчества.
А как образовался женский камерный хор в Новополоцке?
– Случай. Будучи на заслуженном отдыхе, я встретила на улице давнюю знакомую – Галину Зенько, которая работала в Центре культуры. Поговорили и разошлись. А на следующий день мне позвонили из центра и попросили организовать хор. Это сложная задача, но я решила попробовать. Тем более небольшой костяк для его образования у меня уже был – участницы вокальной группы на приборостроительном предприятии ОАО «Измеритель», которой я когда-то руководила. Кого-то я приглашала, кто-то сам приходил. Из года в год коллектив рос и уже через три года после образования получил звание народного.
…и любовь зрителей. Не одно знаковое городское мероприятие сегодня не обходится без участия женского камерного хора. Особое место в творчестве вашего коллектива занимает музыка духовной тематики. Почему?
– Как не петь духовную музыку! Ведь она удивляет богатством красок гармонии и содержанием. Это своего рода молитва, которую мы несем людям. Есть такое выражение «душа просится в полет». Во время исполнения духовной музыки это состояние испытывает каждая участница, поэтому звук получается теплым, согревающим. На одном из сольных концертов я даже заметила, что люди слушали нас стоя, как в церкви.
А вообще нашему коллективу очень повезло работать с высокопрофессиональным новополоцким композитором Леонидом Малиновским. Его аранжировки превращают даже простые народные песни в целые музыкальные полотнища.
Женский камерный хор – обладатель множества творческих наград различного уровня. А на областном конкурсе хорового пения «Браславская ассамблея» в рамках проведения Международного праздника традиционной культуры «Браславские зарницы» вам нет равных уже много лет. Не стал исключением и нынешний фестиваль, с которого вы буквально недавно вернулись победителями. Как удается держать высокую планку?
– Каждая победа – стимул для дальнейшей жизни коллектива. Но первое место просто так не дается. Это наш труд, бесконечные репетиции, ответственное отношение к партитурам, зрителям, общему делу. Все мои артистки в первую очередь – матери и жены, им сложно всегда быть в тонусе. Поэтому занимаются лишь те, кто готов трудиться дополнительно и безраздельно влюблен в музыку. Я очень дорожу каждой из своих девочек и тем состоянием взаимовыручки, заботы, внимания друг к другу, которое в нем царит. В коллективе должна быть душа, и у нас она есть!
– Спасибо за беседу!
Беседовала Нелли РАДЬКО
Фото Дениса Лещика и из архива народным женским камерным хором Центра культуры г.Новополоцка.