Погода в Новополоцке

21 Декабря 2024

Суббота

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

ОАО «Нефтезаводмонтаж» в парадном: ударный отряд новополоцкого спецстроя отметил свое 60-летие

Знакомьтесь: Иван Шунько! Бригадир монтажников. В НЗМ работает без малого 30 лет. Говорим: в НЗМ, подразумеваем – на объектах «Нафтана».

Иван Сергеевич отличился на многих площадках модернизации нефтегиганта. Гидрокрекинг, АТ-8, установки по производству серной кислоты – эта современная технология является визиткой главного предприятия Новополоцка. Ее внешняя красота и внутренняя мощь – производные от мастерства людей, которые преображают силуэт и экономику «Нафтана». Таких, как герой нашей мини­зарисовки.

Снимок, что перед вами, пронизан романтикой профессии. Короля высоты мы фотографировали на этажерке установки замедленного коксования. В ней 100 метров с большими копейками. Это самое высокое технологическое сооружение в стране.

Иван Шунько

Иван Шунько

В руках знатного монтажника мультипликатор. Умный гайковерт, снабженный портативным компьютером. Он тоже уникален, второго такого в Беларуси нет.

«Золотник дорог», чего скрывать. Но незаменим. На УЗК свыше 90 процентов монтажного крепежа – болтовые соединения. Проблема не в них как таковых, а в непролазной трубной обвязке. Это без преувеличения стальные джунгли. К иному соединению без мультипликатора просто не подступишься.

Кому же доверить такой редкий инструментарий? Лучшим из лучших! В послужном списке Ивана Шунько полтора десятка записей о поощрениях и наградах. Это грамоты, благодарности, фото на Доске почета, победы в конкурсах профмастерства. Из государственных регалий у Ивана Сергеевича медаль «За трудовые заслуги».

Иван ШУНЬКО

Иван ШУНЬКО

Когда работники НЗМ говорят, что год был трудным, они тотчас делают оговорку. Не по деньгам. Не по цифири в отчетах. Не по бессоннице, которую порождает болезненная худоба портфеля заказов. Наоборот, все последние календарные циклы им, как легендарному Атланту, приходится держать на плечах неподъемную для других ношу эксклюзивного партнерства с «Нафтаном» – заказчиком основательным и платежеспособным. С неразрывной связи двух уникальных предприятий Новополоцкого промышленного узла и начался диалог нашего корреспондента с генеральным директором ОАО «Нефтезаводмонтаж» Александром ЯЛОВИКОМ.
Александр ЯЛОВИК

Александр ЯЛОВИК

question-1 Александр Петрович, ваше партнерство с «Нафтаном» скорее нужно назвать родством, чем просто деловым сотрудничеством.

– Да, коллектив НЗМ строил завод. Сопровождал его на всех этапах развития. Первым подхватил рывок нефтепереработчиков на путях решительной модернизации производства. Даже в худшие для «Нафтана» времена он формировал наш портфель заказов процентов на 40-50. Сегодня – за небольшим вычетом – в его программу развития вовлечен весь наш персонал от «белых воротничков» до монтажников первой линии. «Нафтан» – гарант нашей занятости на годы вперед. Такое доверие со стороны ВИП-заказчика дорогого стоит. Его представители были самыми желанными гостями на торжествах по случаю 60-летия «НЗМ».

question-1 Они прошли 13 июля. Дата не без интриги. Ведь раньше все свои годовщины вы отмечали в День строителя.

– Верно. Но в прошлом году мы нашли приказ, в котором черным по белому написано, что Полоцкое управление НЗМ создано 13 июля 1959 года. Восстанавливаем историческую справедливость…

Говоря о прошлом, нужно сказать, что все гиганты белорусской нефтехимии построены при нашем непосредственном участии. Ветераны, те вообще по всему Союзу поездили в советские годы. Назову навскидку несколько таких адресов. Надеждинский горно-металлургический комбинат в Норильске. Газоперекачивающие станции в Торбеево, это Мордовия. Ликинский автозавод в Подмосковье. Новгородский химкомбинат «Азот», теперь «Акрон», если мне не изменяет память. Нефтеперерабатывающий завод в Перми, унаследованный Лукойлом…

Уже в суверенный период эта география прирастала стройками в Нижнем Новгороде, Оренбургской и Тульской областях, в Новокуйбышевске, Туапсе, Тобольске, Нижнекамске, Ставрополе, если говорить о России. Литовский Мажейкяй тоже не чужой нам город. Как и туркменский Гарлык.

question-1 Многие думают, что стальной ажур высотного монтажа – единственный конек предприятия. Между тем ваши работники оставили добрую память о себе в разных отраслях. Можем удивить читателя?

­– ­Мы первыми уложили бетон в основание Национальной библиотеки. «Алмаз знаний» стал одним из самых узнаваемых символов Беларуси. Разве это не повод для гордости?!

Удел сильных помогать другим, когда это необходимо. Практически все нулевые годы мы помогали стране поднимать агропромышленный сектор. Возводили жилье, зерноочистительные комплексы, молочнотоварные фермы, объекты перерабатывающих предприятий по всему северо-западу Придвинья. На этой карте Полоцкий, Ушачский, Поставский, Браславский, Шарковщинский, Городокский, Верхнедвинский, Витебский районы.

Был период, когда нас попросили подставить плечо под государственную жилищную программу. Мы построили несколько многоэтажек в Новополоцке. Появление в городе первого энергоэффективного дома – наш приоритет.

Сейчас у всех на слуху «Славянский базар». И на этот счет есть занимательный сюжет. Витебский амфитеатр в свое время потребовал серьезной реконструкции. Строители затенили зал ажурной кровлей. И вот расклад – до начала праздника считанные дни, а под крышей остаются сотни тонн строительных лесов. Это металл, и принцип возведения таких вспомогательных конструкций напоминает карточный домик. Неосторожно дернешь одно – на голову посыплется все остальное.

Разбор лесов, связанный с большим риском, требует осторожности минера. Никто не берется. Ответственность слишком велика. Попросили нас. Мы собрали штаб. Обсудили проблему. Провели инструктаж с исполнителями. И сделали то, что другим казалось невозможным.

question-1 О том, где работал и что строил НЗМ, рассказывать можно долго. И в Мозыре вашу гвардию бросали на прорыв, и в Костюковичах. Сейчас ваши специалисты трудятся в Островце на Белорусской АЭС. Но при всем при том важно подчеркнуть, что главным университетом для коллектива в смысле приобретения необходимого мастерства и новых компетенций всегда оставался «Нафтан».

– Да, это аксиома. И в подтверждение сказанного еще немного корпоративной истории. Все мы прекрасно помним, как после демонтажа Советского Союза посыпалась экономика бывших его республик. Белорусам тоже жилось несладко. Краса и гордость Миннефтехимпрома СССР, Новополоцкий НПЗ оказался на краю пропасти. Объемы упали в 4 раза. Энергозатраты в себестоимости выпирали флюсом. Рентабельность уходила в минус. Завод стремительно терял рынки и конкурентоспособность. Спасти его могла только масштабная модернизация.

Когда в середине 90-х «Нафтан» стал примериваться к ней, в НЗМ работало 600 человек. А в начале нулевых нас было уже в два раза больше. Почему? Потому что включившему форсаж ВИП-заказчику понадобился партнер, способный строить «под ключ». Генподрядчик новой формации. И нам, чтобы воспользоваться историческим шансом, пришлось ломать практику промышленного строительства, которая складывалась десятилетиями.

Строители всегда были ведущими, монтажники – ведомыми. Принцип взаимодействия тут, как у летной пары в бою. Нам же, вопреки традиционному порядку, предлагалось взять на себя ответственность за все стадии строительства, начиная с организационного периода.

Мы, что называется, впряглись. Стали формировать собственное строительное производство. Это комплекс проблем. Нужно было набирать людей. Переучивать их. А главное – дать в руки старожилам и новобранцам коллектива все необходимое, найти для этого средства. И, как вы думаете, кто стал инвестором технического перевооружения НЗМ?

question-1 Надо полагать, все тот же «Нафтан».

– Да, к счастью, у руля нефтегиганта всегда стояли люди с обостренным чувством нового. Наше руководство в лице таких легенд спецстроя, как генеральный директор Петр Соломуха и технический директор Иван Непочелович, адресовали им программу технического развития НЗМ, и «Нафтан» пошел навстречу, помог.

В последние годы наше партнерство поднялось на принципиально новый уровень. Вечнозеленой байкой в воспоминаниях ветеранов двух предприятий остается рассказ о том, как по зимним дорогам завода четыре танка Т-80 тащили на специальных полозьях реактор весом 136 тонн. По нынешним меркам это далеко не уникум. Модернизация «Нафтана» потребовала аппаратов по 200, 300 и более тонн. Но тогда не было под рукой гражданских тягачей и тележек. Поэтому помогали военные.

Сегодня такая «батальная» сцена кажется анахронизмом. Иные времена – иные возможности. Если собственных парков не хватает, ищем гулливеров из мира транспортной и грузоподъемной техники по соседям – ближним и дальним. На НЗМ – поиск, договора, проекты доставки и производства работ, монтаж. «Нафтан», как Заказчик, участвует кошельком и выполнением координаторских функций.

Комплекс гидрокрекинга, АТ-8 – объекты модернизации первого разбора. Чтобы подступиться к установкам мирового класса, нам пришлось пройти соответствующий всеобуч. Получить российские, европейские и американские допуски. Но все свои рекорды по части сложности работ мы побили на установке замедленного коксования.

question-1 Можно расшифровать?

– К примеру, на монтаже двух коксовых барабанов по 450 тонн солировал кран грузоподъемностью 1600 тонн. Помогали ему колесные богатыри, способные поднять от 220 до 750 тонн. Арендованная техника срывала аплодисменты, но, по большому счету, выполняла самую грубую работу. За инженерные тонкости – разработку строповых устройств, тактику привлечения нужных кранов, расчетные схемы – отвечали наши специалисты.

Работа в поле была таким же высшим пилотажем. Высота коксовой этажерки больше 100 метров. Мы ее собирали из крупных блоков по принципу детской игры в Лего. Все укрупнялось на земле и только после этого поднималось к небу. Высотный монтаж был моментом истины. На отметках в несколько десятков метров нужно было – на весу! при ветровых помехах! с учетом суммации разновекторных усилий кранов! – совместить до 400-500 крепежных отверстий.

Собственно, перечень рукотворных чудес на УЗК начался с котлована. Нам пришлось вывезти 260 тысяч кубов естественного грунта. Затем заменить его песчано-гравийной смесью и как следует утрамбовать. Ничего подобного в истории НЗМ не было.

Другой рекорд тоже прячется под основанием УЗК. На площади в 400 тысяч квадратов рассредоточено 700 буронабивных свай. В диаметре они варьируются от 600 до 1000 миллиметров, длина каждой – 18 метров. Вбить – одно, проверить надежность – совсем другое. Впервые в стране нам пришлось применить ультразвуковой метод испытания строительных элементов подобного типа.

Еще один эпизод с эпитетом «никогда прежде». С восьмым трестом, нашим субподрядчиком, мы залили в опалубку 2,5 тысячи кубометров бетона. Замечу, без единой остановки. Работа в режиме нон-стоп потребовала двух с половиной суток.

Постамент – вообще эксклюзив на эксклюзиве. Самоуплотняющийся бетон, разработанный в НИИПТИС имени Атаева. Беспрецедентная густота армирования, какой мы не найдем даже на атомных станциях. Микрокремнеземные наполнители бетонных композиций, позаимствованные у японцев.

Под уникальные работы нам пришлось приобретать такое же редкое оборудование. Для сварки. Для раскроя металла. Такелажных и грузоподъемных операций. Сюда же относим геодезические приборы последнего поколения. А линейка механических инструментов – дань мировому тренду. Сегодня повсеместно болтовые соединения теснят сварку. На УЗК мы использовали болты из сверхпрочной стали десятками тонн. Многие из них расположены в труднодоступных местах. Иначе никак с мультипликатором не подступишься. Это такой умный гайковерт, который снабжен компьютером. Знатоки говорят, что наш инструмент – единственный в Беларуси.

question-1 Александр Петрович, этот год для вас особенный. Юбилей предприятия предшествует двум личным датам. В декабре вам исполнится 50, это экваторная широта в лоциях судьбы. Достойна здравицы и другая веха – 15-летие гендиректорских полномочий. Так что, примите сердечные пожелания по всем поводам сразу.

– Спасибо на добром слове! К юбилею предприятия мы подходили исподволь. Помня о том, что лучшая импровизация – та, которую хорошо подготовили. К празднику выпущен фотоальбом. Сувениры с логотипом НЗМ, само собой. Премиальные выплаты тоже. Эти знаки внимания будут направлены не только действующим работникам, но и ветеранам коллектива. Мы поименно помним, кто закладывал традиции ударного труда, начиная с понтонного моста, что когда-то соединил берега Западной Двины. Ветераны – наша гордость и слава. Почетные места на корпоративных праздниках – их пожизненная бронь.

Юбилейный вечер во Дворце культуры «Нафтана» был выдержан в официальных тонах, имел неформальное продолжение. На следующий день праздник переместился на загородную базу отдыха «Щаты». Не буду открывать всех секретов, могу только сказать, что всем было по-семейному тепло и комфортно. Гвоздем культурной программы стало выступление известных мастеров эстрады. Как-никак за Витебским амфитеатром должок…

Осмысливая пройденное нашим коллективом, хочется сказать спасибо коллегам, партнерам, заказчикам. Отдельная благодарность «Нафтану». Уровень его технического совершенства и был для нас планкой профессионального мастерства, которую мы поднимали на протяжении шести десятилетий. Всем – здоровья, счастья, благополучия, радости в детях и внуках!

Владимир ФАКЕЕВ

Фото Дениса Лещика

Год качества
Реклама НАФТАН
Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Лента новостей
Самые читаемые новости за неделю
ФОТОФАКТ. В районе перекрестка Калинина установили четырехметровую фигуру зубра
Просмотры: 13693
В Новополоцке засияла новогодняя елка. ФОТОРЕПОРТАЖ
Просмотры: 2315
Новогодний автопарад проехал по главной улице Новополоцка. ФОТОРЕПОРТАЖ
Просмотры: 2177
Сотрудники отдела ГАИ Новополоцкого ГОВД проверяют пассажирский транспорт
Просмотры: 1681
Галерея памяти
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE