Без вести пропавшие… (начало)
В их честь не названы улицы. Их имен нет даже на могильных плитах. Их потомки до сих пор не знают, где и при каких обстоятельствах оборвалась жизнь «без вести пропавших». Напрасно ли мать, сестра, дочь, невеста ждали с фронта своего бойца и верили, что когда-нибудь смогут принести к месту его упокоения цветы…
«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат» – эта крылатая фраза русского полководца Александра Суворова и сегодня является руководством к действию для тех, кто посвятил себя благородному поисковому движению. На особом месте в деле увековечения памяти погибших защитников Отечества стоит имя педагога, ветерана белорусского и международного поискового движения, Почетного гражданина г.Новополоцка Евгении Трапезниковой. Созданный ею на базе СШ №2 школьный отряд «Разведчики воинской славы» в 60-х годах открыл уникальные страницы истории нашего региона, значимость которых потомкам еще предстоит оценить. Дело Трапезниковой продолжают ее ученики и последователи. В современном поисковом отряде состоит 26 человек из Новополоцка, Витебска, Лиозно, Городка, Браслава. Только это уже не школьники, а взрослые сформировавшиеся люди со своей болью в душе – краеведы, историки, бывшие военные, производственники. По скудно сохранившимся архивным данным, открытым источникам (в том числе и зарубежным), фотосъемкам времен Великой Отечественной, собранным данным СШ №2, рассказам местных жителей они по крупицам восстанавливают судьбы бойцов, не вернувшихся из мест сражений. Всю работу активистов курирует 52-й отдельный специализированный поисковый батальон Вооруженных Сил Республики Беларусь. В качестве волонтеров батальона они имеют возможность не только изучать редкие документы, а проводить детальную разведку данных на местности и даже присутствовать при перезахоронении.
«История каждого солдата – целый детектив», – говорит представитель отряда из Новополоцка Константин Пырков. Вместе с женой Светланой Комогорцевой и еще одним новополочанином Владимиром Заворотним они на протяжении долгих лет проводят огромную поисково-розыскную работу по обнаружению останков погибших в Великой Отечественной войне. На белорусско-российской эстафете памяти в Витебске в июле нынешнего года работу новополочан отметили юбилейными медалями «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
За время своей работы активисты отряда накопили столько знаний, что могут рассказать о Великой Отечественной войне не меньше докторов наук. А каждая восстановленная с их помощью судьба человека заслуживает литературного труда. «Два года назад мы подняли останки солдата, – рассказывает Константин. – При нем была найдена медаль с номером, по которому через архив ЦАМО (центральный архив Министерства обороны) России выяснили имя. Им оказался уроженец Узбекистана – Ташкулов Уризбай. Проработав его историю по ряду других источников, восстановили боевой путь солдата. В 1939 году Уризбай был призван в Красную Армию. В 41-м должен был демобилизоваться, но началась война. И вместо двух лет прослужил шесть. При освобождении станции Оболь в 44-м получил тяжелое ранение, но отказался покидать поле боя до конца сражения. За что получил медаль «За отвагу». А после, вместо больничной койки, вновь отправился на фронт – участвовал в освобождении Полоцка в июле 1944 года. Здесь его следы теряются на целых 73 года… «Без вести пропавшего» Ташкулова обнаружили только в 2017-м в д.Струнье. Во время сельскохозяйственных работ на своем огороде местные жители наткнулись на что-то металлическое. Это была каска. Как позже выяснилось, во время боя бойца отбросило ударной волной в воронку и засыпало. Со временем почва вытолкнула на поверхность останки. На момент обнаружения над ними было всего 20 сантиметров земли. Погибшего нашли в сидячем положении. Даже бойцовское обмундирование сохранилось: фуфайка, плащ-палатка и перочинный нож. Все это позволило выстроить целую картину сражения. К слову, до Победы бесстрашному узбекскому солдату, который освобождал наш регион, оставалось несколько месяцев…»
Нынешний год особенно богат на находки и раскрытия. Только за первые полгода силами поискового батальона в Витебском регионе были найдены останки 34 бойцов. Лишь немногие имена удалось установить, но активисты не прекращают работу в архивах. Чтобы достоверно определить, кому принадлежат останки, порой приходится работать несколько лет, прорабатывать каждую, даже самую маленькую зацепку. Дело осложняется рядом факторов. К примеру, у советских солдат считалось плохой приметой заполнять биографические данные на жетоне. Бытовало поверье: если заполнишь – обязательно умрешь.
«Что такое «без вести пропавшие»? – продолжает Константин Пырков. – Это такие, как Ташкулов. Он пропал в июле, а данные по нему были поданы только в сентябре 44-го. Шло быстрое наступление, и немцы из-под Полоцка уходили в Верхнедвинск, а оттуда – в Прибалтику. Во время сражения потерю бойца никто не заметил. Я всегда задавал себе вопрос, а стоит ли поднимать останки давно преданных земле… Но когда видишь глаза уже второго, а то и третьего поколения родственников погибших, которые до сих пор ждут возвращения своего бойца с той далекой войны или хотя бы восстановления его доброго имени, понимаешь, что все не зря! Память жива, пока она нужна людям. Если мы сегодня прекратим об этом думать, завтра пережитые нашим народом страдания могут повториться вновь…»
Нелли РАДЬКО