Погода в Новополоцке

27 Ноября 2024

Среда

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

Новополоцкому театру «Время» в нынешнем году полвека. О готовящейся премьере к юбилею и творчестве беседуем с режиссером театра Еленой КЛОПОВОЙ в нашем культурном проекте «ОСОБА»

Один из старейших творческих коллективов нашего города – народный драматический театр «Время» Центра культуры – в нынешнем году отмечает полувековой юбилей.

Свою историю он начал писать в декабре 1969 года, когда на сцене тогда еще Дворца культуры строителей выпускник Московского государственного института культуры Борис Ливин поставил первую театральную постановку под названием «Девятая симфония». Борис Васильевич руководил своим детищем без малого 33 года. Создал множество высококлассных спектаклей, взрастил поколение молодых новополоцких актеров и буквально влюбил горожан в театр.

Современная труппа театра «Время» объединяет новополочан самых разных профессий и увлечений

Современная труппа театра «Время» объединяет новополочан самых разных профессий и увлечений

Сегодня «Время» ассоциируется с именем не менее успешного режиссера – ученицы и последовательницы Бориса Васильевича – Елены Клоповой. Она вдохнула новое дыхание в театр и привела его к победе в областном празднике «Театральная весна – 2016». Несмотря на внешнюю хрупкость и несвойственную профессии режиссера мягкость, Елена Клопова не боится браться за технически сложные, эмоционально глубокие постановки, использовать разные жанры, открывать новые театральные формы. Каждая ее работа не похожа на предыдущую и всегда удивляет. Двадцать первого ноября горожане увидят ее новый спектакль «Я пришел…», посвященный 50-летию основания театра.

О творческом пути молодого режиссера, авторских поисках и готовящейся премьере в новом выпуске культурного проекта «Особа» беседуем с Еленой КЛОПОВОЙ.

question-1-e1560409721524Полувековой юбилей театра чудесным образом совпал с 15-летием вашей профессиональной деятельности в нем. Расскажите, как судьба связала вас с искусством Мельпомены?

983_oooo.plus

– Интуитивно. В моей семье очень любили музыку. Праздники встречали в большом кругу родственников и обязательно с душевной песней. Я и сама в детстве любила давать концерты в деревне у бабушки на Ушаччине, где проводила каждые летние каникулы. Писала сценарий, собирала на пороге дома знакомых и давала представления. Были песни, танцы, стихи, игровая программа. Теперь понимаю, что тогда очень грамотно составляла культурную программу, хоть меня никто этому не учил. А вот в школе я была самым обычным ребенком, в конкурсах не участвовала, в студии не ходила. Увлекалась волейболом, биатлоном и тяготела к музыке. В четвертом классе поступила в детскую школу искусств №1 и открыла для себя такие инструменты, как балалайка и аккордеон. Училась с удовольствием, окончила ДШИ с отличием и даже думала продолжить обучение в Новополоцком музколледже. Но до поступления у меня еще было время, и я решила освоить что-нибудь еще. Дворец строителей предлагал большой список творческих направлений, но меня привлек театр «Время» под руководством Бориса Ливина. Первым спектаклем стал «Принц Мамабук». В главных ролях были Сергей Захаров, Алексей Щепинский, Нина Морозова, которая стояла у истоков театра. Мы смотрели на них, как на настоящих актеров. Я была в массовке. Изображала вместе с другими подростками бедуинов. Это была своего рода проверка на прочность, умение взаимодействовать с коллективом и выполнять задания режиссера.

question-1-e1560409721524А каким был Борис Ливин?

– Суровым, но никогда не кричал. Взвешенно подходил к любой критике, спокойно все воспринимал. Уважительно относился к каждому члену коллектива и точно ставил цель. От него веяло сильной мужской энергетикой. Я даже испытывала к нему определенный трепет. Возможно, именно его пример подвигнул меня, несмотря на все возражения мамы, выбрать режиссерскую стезю.

question-1-e1560409721524Ваш профессиональный выбор в семье не поддержали?

– Лучше сказать, восприняли в штыки. После окончания 11 классов я даже подавала документы одновременно в два учебных заведения, но в последний момент твердо решила поступать в Витебский колледж искусств. Однако жизнь распорядилась иначе, и я чудесным образом оказалась учащейся отделения режиссуры одного из ведущих театральных ссузов страны – Могилевского государственного колледжа искусств, который окончила с красным дипломом. Учеба там была удивительным временем. Через дорогу был областной драматический театр, в котором мы по вечерам смотрели генеральные прогоны всех больших премьер.

question-1-e1560409721524

Не хотелось остаться в Могилеве?

– Я люблю Новополоцк, поэтому с радостью вернулась домой. По распределению попала в Полоцкий городской Дворец культуры. Начинала с расклеивания афиш по городу, составления смет, сбора зрителей на спектакли. А через полгода произошло настоящее чудо – мне позвонили и предложили место режиссера новополоцкого театра. Я с радостью согласилась. Одно слово «Время» было для меня чем-то невероятным, захватывающим! Однако на деле все оказалось не так оптимистично… Энергии у меня было много, опыта – никакого. К тому же театр на тот момент несколько опустел, коллектив пришлось собирать заново. Первой моей работой стал спектакль по мотивам  поэтического произведения Ольги Берггольц «Верность». Это был сложный, но очень интересный опыт. На сцене разворачивались настоящие военные действия, одна массовка насчитывала более 30 человек. Много времени занимали изготовление декораций и отшив костюмов. Мы даже обращались за помощью к военно-историческому клубу.

Но главным экзаменом для меня стал приход на премьеру моего учителя – Бориса Ливина. Как же мне было страшно, что ему не понравится  и он встанет и уйдет… Однако Борис Васильевич посмотрел спектакль до конца, а после подошел ко мне и многозначительно сказал: «У театра появился режиссер». Для меня это была высшая похвала, но в то же время и огромная ответственность. Он будто передал мне свое дело, и я поняла, что должна соответствовать его наследию.

question-1-e1560409721524Судя по количеству премьер, любви и доверию зрителей, вам это прекрасно удается. Какой, на ваш взгляд, театр сегодня? Кто его современники? Как вообще люди попадают в огромную семью под названием «Время»?

– Для меня театр – это глубина, а театр «Время» – особая глубина. Я избегаю шаблонов в работе. Чем сложнее материал, тем интереснее. Того же хочу и от актеров. Конечно, преодоление себя – сложный процесс, поэтому, прежде чем начать  репетицию,  мы разговариваем, делимся своими чувствами. Пока каждый не выплеснет эмоции, полноценной работы не получится. Режиссер в какой-о мере еще и психолог. Ведь что такое театр? Это осознание себя.

Чаще всего в коллектив приходят со словами: «Давно хотел попробовать». Случайные люди уходят очень быстро, свои – остаются надолго. Основной костяк современной труппы 20 человек, средний  возраст которых 25-45 лет. Среди них есть заводчане, бухгалтеры, продавцы, «технари», преподаватели, культработники. Есть и те, кто по тем или иным жизненным обстоятельствам сейчас не в команде, но незримо присутствует и всячески помогает нам.

question-1-e1560409721524

За 15 лет службы в театре вам приходилось на время оставлять его по семейным обстоятельствам.  Не страшно было допускать к любимому коллективу «чужих» людей?

– А «чужих» не было. Сначала меня подменила моя же ученица Анастасия Юрисова. Потом – актеры театра Сергей Лысков и Александр Олейников. Даже приехавшая в Новополоцк по распределению Ирина Терентьева стала родной. Каждый из них привнес что-то свое и тем самым обогатил наш  репертуар. К примеру, благодаря  Александру Олейникову мы начали делать форум-спектакли, которые нашли положительный зрительский отклик. Через проблемы, показанные в таких спектаклях, люди начинают лучше понимать самих себя. Уходя, многие благодарят за собственный душевный рост, за осознание и выбор правильного пути.

question-1-e1560409721524

Очень скоро зрители увидят премьеру спектакля «Я пришел…» Это  философская притча. Почему в юбилейный для себя год «Время» берет такой эмоционально сложный материал?

– Пятьдесят лет – значимая дата, которая обращает нас к истокам, заставляет задуматься. Веселый капустник здесь как-то даже неуместен. Наоборот, хочется показать душу театра, а это, прежде всего, человек. За время работы над постановкой «Я пришел…» каждый из его героев проделал невероятную работу над самим собой в реальной жизни. Были конфликты, слезы, непринятие предлагаемых ситуаций, переоценка личностных принципов.  Ведь это постановка про каждого из нас, про вечные вопросы, на что мы тратим свою жизнь? Сколько у нас у всех времени?  Успеем ли мы осознать, принять, простить? Я сама буквально реву на каждой репетиции. Да, это эмоционально сложный материал, но если ваше сердце открыто, он действительно тронет.

Нелли РАДЬКО

Вам будет интересно:

Проект «ОСОБА»

Лялечнік, філосаф, чарадзей. У праекце «Асоба» размаўляем з кіраўніком народнага тэатра лялек «КапялюШ» Андрэем Рэцікавым

Новополоцкий брейк как бренд, и где тренируются городские команды брейк­данса

Год качества
Реклама НАФТАН
Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Лента новостей
Самые читаемые новости за неделю
В Новополоцком горисполкоме – новый начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи
Просмотры: 11025
Четверо работников Новополоцкого отдела Департамента охраны внесены в ведомственную Книгу Почета
Просмотры: 4530
Когда в Новополоцк прибудут новые электробусы?
Просмотры: 3032
Новополочанка Екатерина Соловьёва создает уменьшенные копии мозаик, расположенных на подъездах городских домов
Просмотры: 2513
Галерея памяти
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE